29 сакавiка 2024, Пятніца, 14:53
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Румыния в ЕС: приток инвестиций и экономический рост

3
Румыния в ЕС: приток инвестиций и экономический рост

Шеф-редактор газеты Ziarul Financiar Сорин Пислару рассказал о том, что дал Евросоюз Румынии и как привлекать в страну инвесторов.

Ziarul Financiar — одна из самых влиятельных экономических газет в Румынии. Ее шеф-редактор молод и полон энергии, он оптимистично смотрит в будущее и анализирует прошлое, пишет «Народная воля».

— Румыния вступила в Евросоюз вместе с Болгарией 1 января 2007 года, как говорят, на второй волне, — начинает разговор Сорин Пислару . — До этого членами ЕС стали Польша, Чехия, Венгрия, Словакия... Большинство людей в Румынии поддерживали это присоединение. Я лично был в ту новогоднюю ночь на площади Университета, где также находились президент Румынии и официальные представители Евросоюза. Это был исторический момент для страны! На улицу вышли тогда почти 50 тысяч человек, все радовались, пели и плясали.

— Какие итоги вступления Румынии в Евросоюз можно подвести сегодня?

— Румыния вступала в Евросоюз, когда в стране уже наблюдался экономический рост. Все больше и больше поступало иностранных инвестиций, был рост ВВП, экспорта, средней зарплаты... Ведь этой евроинтеграции страна ждала давно, еще в 2000 году было известно, что она станет членом ЕС. Весь этот период (почти десятилетие) Румыния работала на то, чтобы Европа открыла ей дверь.

Что мы имели до этого? Огромные очереди за визами в посольствах, если человек хотел поехать в европейскую страну. Многие вообще нелегально пересекали границу, чтобы убежать в «другой мир». После 1990 года в Румынии были закрыты многие заводы, люди потеряли свои рабочие места. В 1990 году у нас было 8 миллионов рабочих, а стало 4 миллиона. Естественно, люди уезжали на заработки.

После вступления Румынии в Евросоюз сделать это стало проще. Но это выгодно для экономики Румынии. Наши люди работают в странах Евросоюза и все больше и больше денег присылают в страну. В хорошие времена (до мирового финансового кризиса) в Румынию поступало примерно 7—10 миллиардов евро в год от румын, которые жили и работали за границей. А вообще, если не ошибаюсь, из таких источников в страну пришло за последние пять лет около 40—50 миллиардов евро. При этом ВВП Румынии составляет примерно 130 миллиардов евро, экспорт — около 45 миллиардов евро, а в банках депозитов населения — на 25 миллиардов евро. Представляете, какое значение имеет для румынской экономики такой приток денег извне?!

Сейчас около 3 миллионов румын живут и работают в Италии, Испании, Германии, Франции, Великобритании.

— Вы сказали, что в страну стали интенсивно поступать иностранные инвестиции...

— Это важный положительный момент, который дало присоединение к Евросоюзу. В 2008 году был пик инвестиционного притока — в страну от зарубежных инвесторов пришло 9 миллиардов евро. Деньги от людей, которые стали работать в других странах, и инвестиции изменили Румынию. Десять лет назад Бухарест был совершенно другим. Сейчас здесь очень много новостроек, офисов, город преобразился. В столице безработица составляет всего 3—4 процента. Зарплата выпускника вуза, который только пришел на работу, возросла со 100 до 300 евро, за последние семь лет удвоилась средняя заработная плата и ВВП. В общем, жизнь людей стала намного лучше. Особенно потому, что снизилась инфляция, а национальная валюта более-менее устойчива по отношению к евро. У людей больше доступа к импортным товарам, больше возможностей, чтобы съездить на экскурсии или отдохнуть в других странах. Но, безусловно, мировой финансовый кризис, который начался в 2008 году, сказался и на Румынии, а также на ее экономике. Но сейчас ситуация нормализуется.

— Что нужно, чтобы инвестиции пошли в страну? Румыния этот путь уже проходила...

— Для инвестора должно быть абсолютно ясно, с кем он будет вести переговоры. Будет ли это какой-то департамент или агентство — не важно,  главное — там должны быть хорошо обученные люди, которые в совершенстве владеют иностранными языками и знают, как нужно вести переговоры с главами компаний, банков... Нужно побывать в шкуре иностранного инвестора и задать себе вопрос: «Что бы он хотел знать с юридической точки зрения, экономической, социальной?» Еще инвестору очень важно, как будут складываться отношения с властями той страны, куда он собирается вкладывать деньги. Агентство или департамент должны стать посредниками между инвестором и властями. А последние должны дать стопроцентные гарантии, что инвестиции не «уйдут в песок». Вот, собственно говоря, и весь рецепт.

— Для Беларуси одна из главных проблем — проблема энергонезависимости (или наоборот — энергозависимости). Можно ли сказать, что сегодня Румыния в этом плане независима?

— Действительно, больших проблем с энергоресурсами у нас нет. Во всяком случае, не такая ситуация, как в Польше, Словакии или Чехии. В Румынии добываются нефть, природный газ, уголь. У нас есть нефтеперерабатывающие комбинаты, которые производят больше, чем необходимо, и это привлекло инвесторов, которые привозят в страну нефть, используя румынские предприятия как перерабатывающий рынок. Повторюсь, с энергобезопасностью у нас нет проблем. Сейчас мы имеем конкурентоспособный рынок нефти, вроде еще обнаружены запасы «черного золота» в Черном море. Кроме того, у нас есть две атомные электростанции, используется ветряная энергия и энергия гидроэлектростанций.

— Проекты Евросоюза помогают развиваться экономике страны?

— Любые зарубежные инвестиции — это уже развитие. Также нужно сказать и о европейских фондах. К сожалению, мы смогли привлечь только 7 процентов тех денег, которые ЕС выделил Румынии на период 2007—2012 годов. Лучшее положение в сельском хозяйстве, где из фондов привлечено 30 процентов. Например, простые люди в деревнях каждый год на 1 гектар получают от Евросоюза помощь в размере 150 евро. Это прямая оплата. А остальные европейские фонды — проекты. То есть вы должны разработать проект, представить его и тогда можете получить финансирование от ЕС. Но, как я уже говорил раньше, в этом плане еще много работы. Если удастся представить оригинальные, эффективные проекты, то это будет еще один фактор, который изменит жизнь Румынии после ее вступления в Евросоюз.

— Какими вам видятся перспективы развития экономики Румынии?

— Сейчас мы во многом зависим от того, что происходит в зоне евро. Думаю, в ближайшие годы прирост ВВП составит не более 2—5 процентов. Но и это прогресс по сравнению с нынешними 0,5—1 процентом в этом году. Для того, чтобы экономика Румынии развивалась быстрее, на мой взгляд, нужны более тесные торговые связи с арабскими странами и рынками, которые не входят в Евросоюз. Хорошо бы увеличить экспорт в Россию, Беларусь, Украину, Казахстан...

У нас есть потенциал в сельском хозяйстве, энергетике, но нужно также проводить индустриализацию страны. Потому что кризис показал: те, кто имел сильную промышленность, устояли. Как, например, Германия. Нужно повышать конкурентоспособность товаров, попытаться поддержать местный капитал. Нам еще многому предстоит научиться. Но Румыния свой европейский выбор сделала. Верю, что когда-то к этому придет и ваша страна.

Напісаць каментар 3

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках