24 красавiка 2024, Серада, 15:40
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Предел

160
Предел

Безгранично ли терпение народа?

Предлагаю обсудить главный тезис, озвученный Александром Лукашенко на последней пресс-конференции. Я бы сформулировала его так: «Терпение белорусского народа безгранично».

Признание в том, что президент не будет баллотироваться на новый срок только если он обезумел или заболел, - это об этом.

Рассказ о том, что люди сами виноваты в экономических провалах и девальвации, - тоже об этом.

Рассуждения о: «никаких реформ не нужно», «вспоминаем о застое как о лучшем времени», «зарплаты в долларах упали – ну и что?» - о том же.

Итак, «терпение народа безгранично»: да или нет?

По сторонам посмотришь, - вроде бы, да. Белорусы живут по принципу «каждый выживает в одиночку». Никогда не роскошествовали, потому умеем довольствоваться малым. Ну, а если это малое – чарка, шкварка, иномарка, то есть повод убедить себя, что все могло бы быть гораздо хуже.

С другой стороны, уже нельзя не видеть, что действующую власть в большинстве своем люди не любят, не поддерживают и ничего хорошего от нее не ждут.

Персонально от Лукашенко ничего хорошего не ждут. Я бы даже сказала, что еще не было периода, когда он был настолько не интересен людям. Уже ни любви, ни ненависти. Как трещина на потолке: надо ремонтировать, но нет возможности, пока штукатурка на голову не сыплется – можно терпеть.

Терпим – это, пожалуй, самое правильное определение, характеризующее состояние белорусского государства. Но все психологи знают, что терпение все-таки имеет предел, что и у самого терпеливого человека есть край. Даже надзиратели в тюрьмах это знают. В книге Игоря Олиневича «Еду в Магадан» ярко описано, как изуверски после событий декабря 2010 года искали этот край в «американке» и как все-таки останавливались.

… Молодечненские предприниматели сняли видео, на котором запечатлена процедура конфискации товара. Предпринимательница-вьетнамка просто ложится под колеса «Газели», на которой хотят увезти конфискованное. Она на краю. Кидается под машину, ни о чем не думая. Только о том, что у нее забрали последнее. Прямо головой под колеса!..

И ведь однажды где-то такая «Газель» тронется, спровоцировав бунт.

Когда-то показательный суд над доярками, укравшими с фермы десять литров молока, потому что им надо кормить детей, а зарплата 1 миллион 300 тысяч, не закончится тихо-мирно, как в Быховском районе. Где-то такой суд обязательно обернется тем, что вынесут из здания и довольного жизнью судью, и сытых «ловцов расхитителей государственной собственности». Потому что если человек работает, он должен получать зарплату, на которую можно прожить. Иначе – край.

В Высоком уже был случай, когда пенсионер пришел на прием к мэру города и, поняв, что в очередной раз получит не решение проблемы, а отписку, просто избил важного руководителя клюкой. Но ведь однажды, к кому-то, таких пенсионеров придет десять…

Демократические механизмы, собственно, для того и создавались, чтобы не доводить людей до края. Чтобы в государстве были институты, которым есть дело до проблем доярки, предпринимателя, дедушки с клюкой… У нас такие институты не востребованы и, судя по настрою главы государства, востребованы не будут. В нашем государственном устройстве и до девушки, и до дедушки есть дело совсем другим структурам - милиции и КГБ. Вот только они не решают проблем, не снимают причины недовольства. Они всего лишь способны накапливающееся недовольство удерживать на краю.

И никто не знает, как долго.

Допустим даже, что на век Лукашенко хватит. И он в старческом маразме с выпадающей челюстью дошамкает на президентском посту до того, что его уже Бог приберет. Но после этого ни детям, ни внукам его (а уж тем более – придворным и приближенным) в этой стране уже не будет места. Просто потому что любое терпение не безгранично, оно обязательно имеет предел.

Светлана Калинкина, «Народная воля»

Напісаць каментар 160

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках