29 сакавiка 2024, Пятніца, 4:26
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Государство – это мы!

6
Государство – это мы!

Чиновники никак не могут понять, что они всего лишь завхозы.

Государственный министр увольняет директора государственного театра, государственные чиновники говорят, что они вправе рассчитывать на корректные постановки на сцене и на экране, что эти постановки неплохо бы предварительно оценить некоему экспертному сообществу, но при этом такой подход не считается цензурой.

Вроде бы все логично. Государство дает деньги и поэтому имеет право. Уволить, потребовать, решить, какая постановка способствует сплочению нации, а какая вносит смуту. Но в этой логике есть один изъян. Чтобы понять это, нам нужно ответить на вопрос: а что такое государство?

Деньги на театры и кино выделяет не какая-то абстракция, не государство «вообще», а конкретные люди. Тот же министр культуры. Или местные бюрократы, поставленные за культурой следить. И получается, что определять, что годится, а что не годится, будет вовсе не все наше великое и мудрое государство, а несколько конкретных граждан.

Несколько конкретных граждан устроят предварительные просмотры спектаклей, читку сценариев, отсмотр пленок и холстов. И вот эти несколько человек будут решать, что мы можем и даже должны смотреть, а чего нам видеть не следует. Эти люди могут быть сколь угодно невежественны, могут быть глупы, могут быть завистливы. У них, в конце концов, могут быть просто свои симпатии и антипатии. Но именно они будут принимать решения, потому что они, оказывается, и есть государство.

Они распоряжаются деньгами этого государства. Однако в бюджет государства деньги поступают от каждого из нас. От миллионов самых разных людей с самыми разными вкусами и пристрастиями. Но группа товарищей будет распоряжаться этими – нашими! - деньгами как своими собственными. И решать за нас, что для нас полезно. Разве это не странно? И разве это не является цензурой?

Говорят, что о вкусах не спорят. И действительно: споров никаких не будет – будут запреты. Формальные или негласные. Хотя критерием здесь может быть только одно: мнение зрителей и читателей. Если в художественном произведении нет прямого нарушения уголовного законодательства, то только публика должна решать, достойное это произведение или нет. И я полагаю, что миллионы людей смогут не хуже нескольких чиновников отличить и разоблачить похабное, гадкое и убогое.

Чиновники никак не могут понять, что они всего лишь завхозы. Что задача министра культуры и его сотрудников в том, чтобы в театрах, музеях и прочих учреждениях сделали ремонт, зарплаты платили, фонды библиотечные пополняли, чтобы выставки организовывали и какие-нибудь «чтения». А они все пытаются нас жизни научить, выполняют функции мамы с папой или школы с универститетом, считая нас незрелыми, тёмными, заплутавшими. Они ведут борьбу за высокую духовность, но в результате этой борьбы почему-то побеждают мракобесие, невежество и дремучесть.

Антон Орехъ, «Эхо Москвы»

Напісаць каментар 6

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках