20 красавiка 2024, Субота, 12:20
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Поиск сведений о репрессированных родственниках: как и где искать?

5
Поиск сведений о репрессированных родственниках: как и где искать?
Дмитрий Дрозд

Начиная поиск по репрессированным, нужно ответить на вопрос: кем, когда и как они были репрессированы?

Если люди были осуждены – это одно, если раскулачены – другое. Именно от этого зависит дальнейший алгоритм поисков.

Дело в том, что раскулачивание проходило в административном порядке, и часто на местах не оставалось никаких документов о высланных семьях «кулаков». Местные активисты (председатель сельсовета, члены комитета бедноты, участковый, учитель и другие) решали, каким образом им выполнить и перевыполнить спущенную сверху разнарядку по проценту раскулаченных, т.е. кого именно «раскулачить». Людям давали (или не давали) время на сборы, семьи сажали на телеги, подвозили к ближайшей ж/д станции, и они отправлялись в далёкий путь. И все эти административные дела проходили по линии МВД.

«Враги народа» (58-я и прочие статьи) – это уже линия ЧК-НКВД-МГБ-КГБ (далее КГБ). Здесь в большинстве случаев соблюдались процедуры: задержание, допрос, сбор справок, обыск, протоколы, приговоры и прочее. По каждому случаю заводилось дело, где сохранялись все эти документы. Часто о репрессированных мы знаем только то, что они были «на Соловках», а за что – неизвестно. В таких случаях приходится вести поиск сразу по всем направлениям (может, человек вообще был осужден за уголовное дело, а в памяти родственников сохранилось только то, что он был в лагерях).

В основном, для поиска используются 5 шагов.

Этих пяти шагов должно хватить для того, чтоб найти нужную информацию о репрессированных и, если этого ещё не сделано, заняться вопросом реабилитации.

1.Поиск в интернете

Сейчас в сети много оцифрованных данных, статей, исследований, списков – поэтому всегда имеет смысл начать поиск с этого источника. Например, есть сайт http://www.memo.ru/memory/spiski.htm, где много полезной информации о репрессированных.

2.Поиск в «Книгах Памяти»

Вторым источником могут послужить «Книги Памяти». Их начали издавать по районам еще в советские времена. Книги все разной степени информативности, где-то есть информация о репрессированных, где-то нет. Но просмотреть их в любом случае стоит, так как там много другой информации, в первую очередь, о жертвах Великой отечественной войны.

3.Работа в архивах

Начинаем поиск с областного архива (если это Беларусь, то это, например, ГАМО – Государственный архив Минской области), а также с архива, где хранятся документы послереволюционного периода республиканского (губернского, краевого) уровня (для Беларуси это НАРБ – Национальный архив Республики Беларусь). Часто во многих архивах уже есть готовые базы данных по репрессированным, раскулаченным, вывезенным на работы в Германию и прочее. Поэтому сразу задаем этот вопрос специалисту. Если по базам данных ничего не удалось найти, приступаем к самостоятельным поискам. В большей степени это касается именно раскулаченных, так как большинство документов тех, прошёл через КГБ, до сих пор засекречены, и они хранятся в соответствующих архивах КГБ, куда доступ закрыт. Поэтому сначала ищем фонды: сельсовета, райисполкома, окрисполкома, облисполкома и подобные. Как правило, в документах есть списки обложенных индивидуальным налогом (иногда есть карточки на каждого налогоплательщика), лишенных избирательных прав, раскулаченных, а также различные заявления о неправильной высылке, раскулачивании, обложении налогом и прочее. Это то, что нам нужно. Но нужно быть готовым, что документы сохранились выборочно, и часто не удается ничего найти. Или не находятся документы о том, когда и куда была выслана семья раскулаченного.

4.Направление запросов

Направление запросов – важнейшая стадия поиска. Куда и что писать? Именно здесь важно знать: были люди раскулачены или осуждены? Если первое – то пишем в Информационные центры (ИЦ) МВД, если второе – то в отделения КГБ (для России ФСБ). Адреса нужных отделов легко найти в интернете, например: «ИЦ МВД Архангельской области» и т.п. Можно писать и в прокуратуру (области, края, республики и т.п.), но, как правило, там информации мало. Главное знать: предоставлять информацию о репрессированных – это их работа, поэтому не стоит бояться лишний раз озадачить чиновников. Имеет смысл писать два запроса: первый туда, где проживал репрессированный, откуда он был выслан, и второй туда, откуда он был выслан. Что касается раскулаченных – то по месту высылки сохранилось гораздо больше документов, чем на местах, где они до этого жили. Если точное место высылки неизвестно – «Соловки», «Сибирь», «Магадан» – то пишем во все близлежащие ИЦ или отделы ФСБ.

Письма можно отправлять одного содержания (просто распечатав необходимое количество копий на принтере).

В письме надо изложить:

1. Всю известную информацию о разыскиваемом лице: кто, когда, откуда, за что и т.п.

2. Желательно изложить, кем вы приходитесь этому человеку, потому что данные о репрессированных могут получить только родственники.

3. В письме лучше сразу написать: прошу предоставить мне копии имеющихся документов.

Не стоит бояться, что письмо попадет не по адресу. Как правило, все ведомства в таких случаях пересылают запрос «туда, куда следует».

Если достоверно известно, что человек был раскулачен и выслан, а все ответы из ИЦ отрицательные, значит, нужно охватывать другие регионы или, все-таки, этот человек был не раскулачен, а осужден, и тогда надо писать в КГБ или ФСБ. И наоборот, если в КГБ нет информации – писать в ИЦ. Когда регион высылки будет определен, можно дополнительно написать запрос в местный областной архив, а также в архив ЗАГСа, где могут сохраниться записи о смерти. В ответах, как правило, содержится очень подробная информация: где и когда человек родился, состав семьи, возраст на момент раскулачивания, адрес проживания, место высылки, имущественное положение с перечислением всего конфискованного, а также дата смерти или разрешения покинуть место высылки.

5.Посещение КГБ / ФСБ

Наиболее полную информацию по репрессированным органами госбезопасности можно получить при ознакомлении с самим делом. Для этого пишется запрос в местное отделение КГБ. Образцы заявлений можно получить, например, в приемной КГБ в Минске – вход со стороны ул. Комсомольской. Для ознакомления с делом нужно быть близким родственником и каким-то образом доказать свое родство: метрические выписки, свидетельства о рождении, браке, паспорт и прочее. Как правило, Вам пришлют письменный ответ или позвонят и назначат время и место, когда можно будет ознакомиться с делом. Для посещения рекомендуется иметь все имеющиеся документы о родстве, а также фотоаппарат. Перед тем, как Вы ознакомитесь с делом, в нем закроют всё секретное (в первую очередь информацию о тех, от кого поступил «сигнал», о сотрудниках, кто вёл расследование, допросы и прочее). В деле могут оказаться вещи или фотографии, которые, скорее всего, вам могут вернуть. Остальное же можно попросить сфотографировать или сделать ксерокопию. Сохранность дел разная (иногда их восстанавливали после эвакуации и т.п.), но, как правило, там очень много информации о самих людях, о родственниках, самом «преступлении», часто сохранились допросы и другая подобная информация.

Почему важен поиск

Большевистская репрессивная машина прокатилась катком по судьбам сотен тысяч людей, причём, в своём подавляющем числе это были люди абсолютно далёкие от политики: простые рабочие или крестьяне. И если в советские времена любили повторять, что в Беларуси нет ни одной семьи, в которой бы не было погибших в годы 2-й мировой войны, то не будет большим преувеличением сказать, что и советские репрессии коснулись каждого. Но в отличие от героев или жертв войны, говорить о репрессированных – «врагах народа» – было не просто не принято, это было очень опасно. Ведь навешенный раз и навсегда ярлык «член семьи врага народа» мог существенно усложнить жизнь: человек мог потерять права на образование, на работу и даже лишен избирательных прав! Поэтому о репрессированных и раскулаченных предпочитали молчать. Враги, кулаки, шпионы, пятая колонна… И только во времена «оттепели» было признано: подавляющее число этих граждан ни в чём не виноваты! Сотни тысяч человек!

Кажется, что времена поменялись, пришла другая власть, но… Во многих семьях до сих пор остался этот страх: не надо касаться этой темы. Хотя государство само признало факт массовых репрессий и даже провело большую работу по реабилитации невинных жертв сталинского террора, до сих пор в нашей стране эта тема остается где-то на заднем плане. Нет музея репрессий, нет никакой государственной программы по увековечиванию памяти жертв репрессий, редкие существующие мемориалы, такие как «Куропаты», с неким упорством игнорируются представителями государства в отличие от той же «Линии Сталина». По этой причине вся тяжесть поиска информации и реабилитации еще не реабилитированных граждан лежит не столько на редких исследователях (которых интересует не судьба конкретной семьи, а тема в целом), а в первую очередь на их потомках и родственниках. К сожалению, для современной Беларуси этот поиск не имеет материальной стороны (нет сомнений, если бы реабилитация несла выгоду - возвращение имущества, земельных владений и денежную компенсацию за погибших и репрессированных - то желающих заняться подобным поиском было бы намного больше). Но с моральной точки зрения этот поиск так же важен, так же актуален и необходим, как поиск героев и жертв второй мировой войны.

Дмитрий Дрозд, «Белорусский документационный центр»

Напісаць каментар 5

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках