29 сакавiка 2024, Пятніца, 13:43
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Политическая «бочка»

1
Политическая «бочка»
Игорь Сутягин

Верить нынешней России нельзя. Ни договариваться по новой, ни просто принимать в расчет самые "искренние" заверения нельзя.

В очередной раз очередной российский истребитель похулиганил над Балтикой: крутнул "бочку" не то рядом с американским самолетом-разведчиком, не то прямо даже вокруг него. Официальные защитники, которые вроде даже дослужились в ВВС аж до генеральских чинов, через неделю промычали, что истребитель не "бочку" крутил, это он показывал, что вооружен – мол, слегка качнул крылом, демонстрируя укрепленные на подкрыльевых пилонах ракеты. А еще говорят, что мастерство не пропьешь! Но российские летные генералы доказывают: когда руководствуешься лозунгом "Если понадобится, будем врать всей страной", протрусить мастерство вместе со своей репутацией вполне возможно. И то сказать: пилот, долетавший до генеральских лампасов, не может покачивание с крыла на крыло от "бочки" отличить (это "штопорообразный" маневр вдоль направления полета, когда самолет оборачивается вокруг своей оси на 360 градусов)! Трудно летным генералам сегодня на Руси...

Однако интересно то, зачем такое безобразие делается. Ведь буквально за две недели до злосчастной "бочки" невооруженный Су-24М пронесся в 9 метрах от надстройки американского эсминца "Дональд Кук" (другой пролетел чуть дальше) – и все на той же Балтике. Тенденция, однако. Вывод напрашивается довольно отчетливый: "летное хулиганство" имеет политический характер. Связано хулиганство летчиков с исполнением приказов с самого "верха" о преднамеренном создании опасных ситуаций, а опасные ситуации эти нужны Кремлю для того, чтобы вынудить американцев пойти на соглашение о "координации действий", на этот раз на Балтике.

Расчет таков: американцы на самом деле и очень высоко ценят безопасность своих людей и техники, их военно-политические руководители несут за это реальную ответственность, возможные потери угрожают карьерам генералов и политиков. Поэтому Вашингтон предпринимает все возможное, чтобы договорным путем избежать ненужного риска, но при этом на отказ от посещения потенциально опасных районов США не пойдут из принципа.

Прекрасно – мы создаем одну за другой опасные ситуации так, чтобы американцы понимали: вероятность того, что в один не очень прекрасный день российский самолет врежется-таки в американский корабль или летательный аппарат, высока. Пользуемся подходом, опробованным в Сирии: США заключили с Россией техническое соглашение о предотвращении катастроф в зоне, где боевые действия ведут обе стороны – "координации действий", как это было названо в Москве. Своими опасными полетами заставляем американцев сесть за стол и договориться о такой же "координации" уже в Балтийском регионе.

Что имеем с этого? Вынуждаем американцев наложить на себя определенные оперативные ограничения. Во-первых, США придется уведомлять Россию о планах куда-нибудь сходить или слетать над Балтикой – и это хорошо уже само по себе, потому что мы будем наверняка знать, где, что, кто и когда. Во-вторых, мы же ведь можем и закапризничать – заявить, например, что опасно вам туда ходить/летать, мы там сами ходить/летать и ракеты пускать будем. И тогда американцам, возможно, придется воздержаться от похода/полета, а нам того и надо; мы влияем на свободу американцев действовать по их, а не по нашим планам! А не прислушаются – можно и стрельнуть или пролететь опасным образом, списывая в случае чего плачевные последствия на американскую сторону. В-третьих, втянув в такого рода "соглашение о координации", Кремль получил бы возможность надуть губы и обвинить США в нарушении договоренностей в тот момент, когда американцы из неисполняемого другой стороной соглашения вышли бы. Изобразить, так сказать, невинность, набрать, как кажется кремлевским, очков в глазах мировой дипломатической аудитории.

Вынудив США пойти на соглашение с Россией о "координации" в мирном, а не боевом (как в Сирии) районе, на Балтике, Кремль подрывает престиж Вашингтона, ставит под сомнение решимость США действовать в соответствии с заявленной линией на изоляцию России в военной сфере. Смотрите, мол, люди добрые, эти американцы такие трепачи, говорят: "Изолируем!", а сами-то, вон, соглашеньице с нами подмахнуть торопятся! Так что и вы тоже, люди добрые, давайте завязывайте с этой изоляцией, санкциями всякими – мы люди нужные, важные, практически незаменимые, давайте с нами – разговаривайте снова, простив нам Крым и прочее хамство! И это очень важный элемент расчетов, ведущих к приказам летчикам опасно сближаться с американскими кораблями и самолетами.

С 25 мая 1972 года действует (хотя Россией в очередной раз над Балтикой и нарушено) "Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним", которое полеты как раз в такой вот манере запрещает – во избежание столкновений! Такие соглашения подписаны и действуют у России с половиной стран мира – той половиной, у которой есть боевые самолеты и корабли, способные создать неприятности нашим самолетам и кораблям. Следовательно, если наши пилоты летают сегодня на Балтике так, как они летают, то это означает, что либо им так летать приказали, либо же пилоты не знают нормативных документов, устанавливающих правила осуществления полетов вблизи кораблей и летательных аппаратов иностранных государств. Пилоты российской истребительной авиации знающие, поэтому в подобную их тупость я не поверю никогда.

Это оставляет первый случай – "пилотам приказали" – как единственную альтернативу. Такие приказы снова показывают, что верить нынешней России нельзя. Ни договариваться по новой, ни просто принимать в расчет самые "искренние" заверения нельзя – все это по большому счету не имеет смысла.

Упомянутому в начале этого текста генералу, раз уж он заговорил о покачивании крыльями, можно напомнить: существует – и действует до сих пор – "Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о предотвращении опасной военной деятельности" от 12 июня 1989 года. В соответствии с пунктом 4 раздела III Приложения 1 ("Процедуры установления и поддержания связи") к этому соглашению описанный генералом прием – покачивание крыльями – означает передачу визуальным путем сигнала "Вы находитесь в непосредственной близости к нашей государственной территории" или же "Вы вошли в пределы нашей государственной территории". Американский RC-135 находился на значительном удалении от границы воздушного пространства России, в связи с чем оснований для передачи упомянутых сигналов у пилота российского перехватчика не имелось – и это означает, что оправдывающий "политическую бочку" генерал еще и нормативных документов не знает. Или, что самое занятное, генерал этот де-факто утверждает, что документов не знает и пилот, выполнявший перехват, а это уже прямой донос на летчика, один шаг до "неполного соответствия" майору. Спасибо, как говорится, отцу-генералу за заботу о солдатах!

Игорь Сутягин, "Радио Свобода"

Напісаць каментар 1

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках