20 апреля 2024, суббота, 4:55
Поддержите
сайт
Сим сим,
Хартия 97!
Рубрики
Комментарии 32
-29 +
LIT, 13:09, 14.01

Войшалк, Трайдзень, Витень, Миндоуг, Гедымин, Даугойд, Свидригайла, Давмонт - все это имена древнелитовские . Древнебеларусские (имена предков сегодняшних беларусов) звучали примерно так - Ярослав, Святослав, Брачислав, Изяслав.

Ответить
+13 +
Причетник из Комперхерста, 14:40, 14.01

LIT, а может и статут ВКЛ найдёшь на своем жамойтском языке? Вот тогда и Войшалк станет жамойтом (литовцем), а так пока он литвин (беларус)!

Ответить
-5 +
LIT, 15:22, 14.01

В маньчжурском Китае господа маньчжуры писали свои документы на китайском, но сами этнические китайцы в своей стране аж по самую революцию носили косы — специальный отличительный знак того, что они ни что иное как именно "подневольные холопы", и канцелярский язык сути дела не меняеВ маньчжурском Китае господа маньчжуры писали свои документы на китайском, но сами этнические китайцы в своей стране аж по самую революцию носили косы — специальный отличительный знак того, что они ни что иное как именно "подневольные холопы", и канцелярский язык сути дела не меняет.

Ответить
+14 +
Палыч, 16:15, 14.01

Хопіць гэтых сказак, што літоўскія (чытай - жамойцкія) князі правілі беларускімі халопамі! Як Расея/Масковія прыватызавала гісторыю Русі, так і сучасныя літоўцы (а на сам рэч, жамойты і аўкшайты) прыватызавалі гісторыю Літвы. Жамойць стала Літвой па загаду расейскага імператара Мікалая І. Многія (на жаль ня ўсе) беларусы гэта ведаюць, прыйдзе час і мы вернем сваю гісторыю.

Ответить
-5 +
LIT, 23:02, 14.01

Палыч, ну и как вы интересно будете возвращать историю, как вы себе это представляете? Если эти имена что я перечислил вверху ваши почему у вас в Беларуси никто ими не называет детей. Только Ваньками,Сашками да Лешками. А вот сходи в Литве на старое кладбище немало найдешь Даумантасов, Витаутасов. Не обращай внимание на окончание Ас, это поздний вариант литовского. Ранее его не было. Зайдите на сайт Томаса Баранаускаса там есть старые текста на литовском 16 века времен ВКЛ, самый старый на дзукийском диалекте а не на жемайтском. Кто любит утверждать что Литовский = Жемайтский -отвечу. В Литве есть Жемайтско-литовский словарПалыч, ну и как вы интересно будете возвращать историю, как вы себе это представляете? Если эти имена что я перечислил вверху ваши почему у вас в Беларуси никто ими не называет детей. Только Ваньками,Сашками да Лешками. А вот сходи в Литве на старое кладбище немало найдешь Даумантасов, Витаутасов. Не обращай внимание на окончание Ас, это поздний вариант литовского. Ранее его не было. Зайдите на сайт Томаса Баранаускаса там есть старые текста на литовском 16 века времен ВКЛ, самый старый на дзукийском диалекте а не на жемайтском. Кто любит утверждать что Литовский = Жемайтский -отвечу. В Литве есть Жемайтско-литовский словарь.

Ответить
+3 +
Мах, 9:59, 15.01

LIT, Ваньками, Сашками да Лешками белорусы стали после российской оккупации, когда их перекрещивали с Унии в московское православие! До этого были Ян, Алесь, Змицёр, Якуб, Зенон, Юшко, Лаврин, Стась, Воитко, Стан, Мицко, Мартин, Як, Римко, Шимко. И более традиционные Станислав, Петр, Андрей, Михал, Григор, Богдан и т.д. LIT, здесь никто не говорит, что мол литовский=жемайтский. Здесь Вам пытаются доказать, что литовский=белорусский. Я Вам очередной раз повторяю: в Литве позже всех, наверное, в Европе приняли христианство. Окончательно оно было принято лишь к 15 веку. Имена: Войшалк, Трайдзень, Витаут, Радзивилл, Сурвилл, Товтивилл, Альгерд, Ягайла, Свидригайла, Скиргайла, Миндоуг, Кейстут, Мингайла Генвилло(князья полоцкие), Рингольд, Рюрик, Готшалк и т.д. Это имена прусско-ятвяжские. Именно пруссы, ятвяги последниие приняли христианство. И принимали новые имена в соответствии с нормами католичества или православия. Но некоторые шляхтичи оставляли свои языческие имена, например Радзивиллы, Сурвилл (Ивонка Сурвилла), Гинтовты, Ягелоны. Да, приведу Вам некоторые имена литвинов(белорусов) из переписи войска литовского 1528 года: Павел Виштартович, Римко Кгитовтович, Юц Пиктурнович, Петр Висвиллович, Петр Монкгялович, Янко Медкгинович, Як мантромович, Богдан Друсутович, Мартин Контримович...продолжать? Да восточные балты (жемайты, аукштайты) тоже самые поздние были в принятии христианства. Немеций герцог Альбрехт Медведь пытался крестить жмудзь, но он тупо их просто не мог поймать, они разбегались по лесам и болотам. И крестоносцы с таким же успехом. И Ягайла с ними повоевал... причем все жмудзь описывали, как дремучих людей, живущих в домах-землянках, котторые даже не имели шляхту, не знали гончарного круга, одевались в шкуры...Воевали каменными топорами. Наверное ими они победили в Грюнвальде, выскочив из своих землянок. А вы нам тут описываете их. как рыцарей в сверкающих доспехах! Шляхетство им стали давать лишь в середине 15 века, когда они вошли в состав Литвы. Жемайты, аукштайты не были славянезированы, в отличии от ятвягов, кривичей, дайновичей. Последние были славянезированы раньше еще варягами, киевскими князьями, хм... тоже варягами и ляхами. Кривичи раньше всех, так как их земли лежали на пути из варяг-в-греки. Кстати в Полоцке в 12 веке жило 150 000 человек . на те времена-это был просто гигантский город, который даже своего князя умудрился на киевский престол посадить (Усеслау Чарадзей). Больше чем Лондон и Париж вместе взятые (на те времена), там тоже по Вашему жемайты с аукштайтами правили? И текстов на дзукийском диалекте 16 века я не знаю. Может на нем Статут ВКЛ написан? может Вы нам его приведете, любопытно...

Ответить
+3 +
Палыч, 12:19, 15.01

Чарговая хлусня! "Дзукія", а дакладней "Дзекія" - гэта Віленскі край, падораный Сталіным Літве ў якасці нажыўкі, якую яна і праглынула (як і назву ад Мікалая І раней). Назва "Дзекія" - ад беларускай буквы "Дз", "дзеканньне" і "цеканьнне" - адметныя рысы беларускай мовы, якія і захаваліся да нашых часоў.
Наконт іменаў и гісторыі - дык яны вярнуцца. Справа ў тым, што акупацыя Беларусі працягваецца, але... Жыве Беларусь!

Ответить
+5 +
Max, 14:28, 15.01

Палыч Браво!!!!)))) Не в бровь, а в глаз! Четко и ясно, совершенно с Вами согласен

Ответить
+5 +
yarashite, 14:44, 14.01

Ага... А Ронгвальд, Ронхильд (Рогнеда), Тур - они кто?... Не беларуские князья, нет? Может, Полоцкое княжество тоже было в "древнелитовским"? :)

Ответить
+2 +
Рус, 14:45, 14.01

Брахня. Рагволд і Рагнеда таксама жмуды-летусісы?

Ответить
-2 +
Лесной, 20:04, 14.01

С этим шутить не надо!!!)))

Ответить
+8 +
Scrooge McDuck, 14:47, 14.01

Витень, Миндоуг, Гедымин, Даугойд, Свидригайла, Давмонт - все это имена древнелитовские
________________________________________________________
;)))))
Это как раз-то имена Великого Княжества Литовского ....
А вот Витаутас, Миндаугас, Гедеминас и т.д. и т.п. жамойтские потуги перетянуть абсолютно чужое одеяло на свои плечи.
Кстати, во времена ВКЛ жамойты были ... всего лишь жамойтами

Ответить
-3 +
LIT, 15:25, 14.01

С теми для кого сегодняшние литовцы это только жамойты разговаривать нечего. Вы хоть бы почитали про этнокультурные регионы Литвы для начала, прогуглили карту лит языка 16 века, и его наречиС теми для кого сегодняшние литовцы это только жамойты разговаривать нечего. Вы хоть бы почитали про этнокультурные регионы Литвы для начала, прогуглили карту лит языка 16 века, и его наречия

Ответить
+6 +
Бурчак, 16:13, 14.01

Паважаны LIT, адкажыце, калi ласка, а што гэта за "лит язык" у 16 стагоддзi? Цi была у тыя часы яка-небудзь мова пад такой назвай?

Ответить
+3 +
Міндоўг, 18:12, 14.01

На шчыце герба "ПАГОНЯ", герба Міндоўга, шасьціканцовы праваслаўны крыж. А надпіс рунамі, прачытаны д-рам т.н. Кутылоўскім з Кацярынбургу чытаецца так: "Печаць ствіць князь Міндоўг". Іменна так,: з такім "Ў", а не інакш. Што сьведчыць аб славянскім паходжаньні Міндаўга і яго сына Войшалка. Дарэчы, стваральнік Вендскай дзяржавы (цяпер паўночная Германія) славянскі князь (венед)
, забіты супляменнікамі за новую веру больш тысячы гадоў таму ў г. Ленцэн, зваўся ГОТШАЛКАМ. Этнічная сувязь з Войшалкам не праглядваецца?
Жамойты - гэта балты, людзі балот, а не этнас. І перасяліліся яны на землі Літвы толькі ў VIII-VIIст. н. э., да таго месьціўшыся выключна ў рэгіёне воз Ільмень, вытокаў Волгі, Дняпра і Зах Дзвіны. ЛІТВА ж - гэта венеды, якія насялялі Litus - бераг (мора) узьбярэжжа Венедскага мора, Пазьней абазванага Балтыйскім.(гл. мапу Пталамея).

Ответить
+1 +
Max, 21:50, 14.01

Мiндоуг, кое в чем я с Вами не соглашусь. Литва вовсе не венеды, венеды жили на юго-западе от Литвы, причем на значительном расстоянии, примерно на территории современной южной Польши... И по поводу "Litus" я с Вами не согласен. Все названия земель, применительно к нашему региону назывались от одноименного народа, например: Ятва (Ятвязь)-ятвяги, Дайнова-дайновичи, Крива (Кривия) -кривичи,Мазова-мазовы, Жамойць- жемайты (Самогития-лат), Латгалия-латыгола... заметьте-исключений нет! -Из этого можно сделать вывод. что слово "Литва" произошло от названия народа, литвы (лютичей). Именно лютичи пришли на территорию современных Чехии и Беларуси. Только в Чехии и Беларуси есть топонимы с корнем "лит" и "лют". Например, я часто встречал в Беларуси названия населенных пунктов, которые так и называются "Литва". Я вообще молчу, про "Литовок", "Лютовок" и прочих... Так же пришли и пруссы (Пагезане) и их королевская династия (Рингольд, Миндоуг и т.д.), которые скорее всего и основали эту самую интернациональную Литву...

Ответить
-9 +
Міндоўгу, 18:12, 14.01, 23:22, 14.01

А старшего сына Войшелка звали Будзивойт. Тоже напоминает древнелитвинское имя Кукавойт, или ДаугойА старшего сына Войшелка звали Будзивойт. Тоже напоминает древнелитвинское имя Кукавойт, или Даугойд

Ответить
+11 +
Бурчак, 15:21, 14.01

Назва Беларусь - гэта назва вельмi маладая. Раней 18 стагоддзя яе ужо i не сустрэнеш у гiстарычных дакументах. Няма i усе тут. Дык аб якiх "древнебеларусских" iменах можна наогул
гаварыць? Раней у часе на нашых землях была толькi Лiтва. Не было Беларусi. Такiм чынам, усе названыя вамi iмены былi у старадауняй Лiтве.
Можа калi вы гаворыце аб "древнелитовских" iменах, вы маеце на увазе сенняшнюю Лiтву? Дык тады гэта была не Лiтва, а Жамойць (гл. , напрыклад, Статут ВКЛ 1588г.), маленькая частка Лiтвы.
А цi былi у Лiтве жамойцкiя iмены? Бясспрэчна - былi. Можа хто адкажа - "Войшалк, Трайдзень, Витень, Миндоуг, Гедымин, Даугойд, Свидригайла, Давмонт" - жамойцкiя iмены?
А Лявону Вольскаму - вялiкае дзякуй! Найлепшыя пажаданнi.

Ответить
-1 +
LIT, 15:47, 14.01

Ну не жамойцкие, так аукштайцкие, сувалкские, дайнауские (дзукийские), дзелтувисские (Деволтва). Короче балтийские а не славянские

Ответить
+4 +
Stanislauchkas, 16:19, 14.01

Был в Вильнюсе и обратил внимание, что люди практически такие же как и в Минске. Только разговаривают на другом языке. Поэтом не стоит называть раскоговорящих - славянами и т.п. и т.д.
Всё не так просто...

Ответить
+6 +
Max, 18:39, 14.01

Белорусы-это славянезированные балты. А не славяне. Славяне, если разобраться вообще не народ-а языковая общность. жемайты и аукштайты были бы окончательно славянезированы уже в 17 веке, если бы не 13-летняя война с Московией. В которой погибло 55% белорусов-литвинов (это официальные данные, была перепись до и после войны). И уже славяноязычные белорусы (литвины) не могли нести свой пассионарный заряд и славянский язык перестал быть основным в Жамойтском княжестве (война его вообще не затронула).

Ответить
+4 +
Max, 19:30, 14.01

Кстати, давайте посмотрим кто правил Жамойтью: литвины (белорусы), поляки и даже один немец- Кшиштоф Скиндер. И это правящая элита Жамойтии! Даже среди шляхты Жамойтии было 80% белорусов-литвинов и только 20% жамойтов. Это в 1528 году. К 1567 году шляхетство в Жамойтии выросло вдвое. На 90% жамойтский этнос оставалсяя крестьянским. По правде сказать и на территории Литвы (Беларуси) ситуация была примерно та же. Но самые буйныя магнаты: Радзивиллы, Пацы, Хаткевичи, Сапеги, Черторыйские, Ягелоны, Олельковичи, Агинские, Чапские, Сенгушки-были белорусы-литвины. Жамойты (ну давайте называть вещи своими именами, не в обиду будет сказано жителям современной Литвы) были холопами немцев. Лишь после Тевтонской войны они окончательно были присоеденены к Литве (середина 15-го века). А между тем Литва существовала уже, как минимум 250 лет! Гербом Жамойти был Локис (медведь), у Литвы-Погоня...

Ответить
+7 +
Войшалк, 17:52, 14.01

Цяжка чытаць дурноту прафанаў. Ніякіх "древнебелорусскіх" імён не існавала. Паколькі сам апошні тэрмін - славяна-лацінская абракадабра, бязглузьдзіца. Літва-нацыянальнае імя гэтак званых з 20-х гадоў ХХ ст. "белых русаў" Раней такой брыдоты проста не існавала! Такім чынам, усе памянёныя вышэй імёны - НАШЫ, Бо мы і ёсьць - Л І Т В А. А сучасная "Літва" - гэта Ж М У Д З Ь, што 373 гады была маленькім васальным княствам у складзе ВКЛ, нашай краіны. Народ яе фізіялагічна, этнагенетычна, антрапалагічна, культурна і моўна, ментальна не мае аніякага дачыненьня да літвы. Зразумець гэта цяжка, але можна, Калі думаць мазгамі, а не попай. Нас ПЕРАІМЕНАВАЛА Расійская імперыя, аб пашырыць свае межы ды набыць дадаткова халопаў з халуямі. Чаго і дамаглася. Аб гэтым сьведчаць выказваньні, падобныя вышэй сказаным. Думайце, што кажаце! Важна ведаць, што канчаткі слоў на "-ас", "-Іс", "-ус, "-юс" - жамойцкія, а не літоўскія!

Ответить
+1 +
Бурчак, 18:33, 14.01

Войшалк, здэцца усе хто тут выказауся людзi у рознай меры дасведчаныя, акрамя LIT. Усе яны у розных iнтэрпрэтацыях сказалi тое што i вы. Чаго махаць шабляй? Гаварыць, што Жамойць "не мае аніякага дачыненьня да літвы" - гэта ужо занадта. Нi мне, нi вам падправiць Статут не пад сiлу - Жамойць там прысутнiчае. Чытайце! Дарэчы, гэта адказ i LIT на выказванне: "С теми для кого сегодняшние литовцы это только жамойты разговаривать нечего".

Ответить
+10 +
Max, 18:28, 14.01

У жемайтов и аукштайтов (восточных балтов) никогда не было таких имен как: Войшалк, Трайдзень, Вицень, Миндоуг, Гедзимин, Даугойд, Свидригайла, Давмонт, Ягайла, Витовт, Рингольд, Мингайло, Генвилло, Радзивилл, Альгерд... (Лишь в конце 19 века начале 20-го появилась мода на эти имена у самопровозглашенной Литвы. При этом они добавляли свои любимые "ис,ас" Витаутас, например...) Это имена ятвяжско-прусские (западные балты) и для некоторых из них характерно белорусское "дзеканне". Именно о пруссах, которые уходили от тевтонской экспансии и говорит Лявон Вольский. Вместе с пруссами к нам переселились лютичи, бодричи (западные балты). Они уходили к своим родственникам-ятвягам, говорящим с ними на одном языке...Есть гипотеза, что именно от лютичей произошло название "Литва". Папа Римский дал королевскую корону князю Лютовии Миндоугу. После принятия христианства имена у западных балтов стали христианские. Только некоторые шляхтичи прибавляли к своим христианским именам языческие имена. Например: Ягелоны, Радзивиллы, Кексгайлы... Вот, например, перепись войска литовского 1528 года. Литвины: Богдан Гриневич, Станчик Борткович, Якуб Адрушкович, Станислав Вепр, Петр Лойба, Седкестр Мартинович, Шимко Канчейкголович, Станислав Радзивиллович, Мицко Мацкович, Ян Монтримович, Войтко Петкович, Баш Станкович, Войтех Семашкович, Матей Петрович, Михаил Юшкович, Якуб Ямонтович, Микуть Янович... И это я привожу пример переписи войска литовского из жителей жамойтской волости Поюре. Вот жамойтские имена: Миц Виткойтис, Юри Янкойтис, Балтромей Ясойтис, Юръй Друтинойтис, Юрис Янович, Станис Юрдевич, Вацус Виткович. Тогда половина жамойтской шляхты имела фамилии на "ич", потому что фамилии тогда образовывались по законам нашего языка. Жамойты тогда не имели своей письменности вынуждены были следовать его нормам. Белорусы (кривичи, ятвяги, дайновичи-западные балты) тогда на 90% имели фамилии на "ич". Более того, норма восточных балтов на фамилии на "ис, ас" -это по существу калька наших фамилий на "ич, ач"...

Ответить
0 +
Мк, 0:41, 15.01

Жамойты такиеже литовцы как румыны римляне.

Ответить
0 +
History, 18:05, 6.06

Войшалк, Трайдзень, Витень, Миндоуг, Гедымин, Даугойд, Свидригайла, Давмонт - все это имена древнелитовские . Древнебеларусские (имена предков сегодняшних беларусов) звучали примерно так - Ярослав, Святослав, Брачислав, Изяслав".

Самые большие проблемы возникают у людей от того, что они по разному понимают значение одних и тех же вещей...

Эти имена западно-балтские (ятвяжские), т.е. в современном понимании- белорусские, т.к. ятвяги являются, по сути- западными белорусами. Эти имена- языческие. А Литва, как известно, была аж до середины 15в наполовину языческой. После крещения эти Миндовги и Гедемины и т.д, становились: Александрами, Владиславами и т.д. Повторюсь ещё раз- Довмонт, Гедемин, Альгерд, Скирмунт и т.д.- это языческие белорусские имена!!!

Ответить
+4 +
Вася, 13:14, 14.01

Прыемна

Ответить
-3 +
Scrooge McDuck, 15:00, 14.01

А еще по теме ...
Советую прочитать об острове Рюген (Руян).
Очень много исследований по нашей истории провели и в настоящее время проводят немцы.
Сам там был и видел все это великолепие.
Кстати, последние материалы по нему смотрел в фильме "Рюрик. Потерянная быль"

Ответить
+1 +
Гедымін, 18:19, 14.01

"Белая русь" - гэта мянушка Літвы, зьяўляецца славяна-лацінскай абракадабрай, бязглузьдзіцай. Дзе "русь" у ландшафтным кантэксьце не можа абазначаць нічога іншага, акрамя СЕЛЬСКАЙ мясцовасьці (абстрактнай), такой жа Правінцыі, проста ПРАСТОРЫ: хоць на Марсе.

Ответить
+2 +
-30, 21:24, 14.01

малайчына,Лявон!творчасць ва ўсім
На факультатывах гісторыі, такое не ўбачыш і не пачуеш

Ответить
0 +
gjk, 22:16, 14.01

Усё добра . Але слова"трапка " у беларускай мове няма. Ёсць слова "ануча". Трасянка)

Ответить
 
Написать комментарий
E-mail не будет опубликован