29 марта 2024, пятница, 12:50
Поддержите
сайт
Сим сим,
Хартия 97!
Рубрики
Комментарии 29
-39 +
чёрнокопатель, 17:31, 20.01

Не буду спорить, но всё же документ написан скорее на польском. У меня есть похожие письмена,правда датированы на 100 лет позже,но все они польского происхождения. Да и была ли тогда белорусская мова? Была разговорная речь и стиль письма, адаптированный в зависимости от географического расположения деалектами,литовских,польских,украинских языков.

Ответить
+25 +
Когут, 19:04, 20.01

Неуч, первое слово на польском языке, появившееся в источниках, датируется XV веком, а в Речи Посполитой государственным языком был белорусский, который внес не малый вклад на ряду с латинским языком костела в формирование польского языка. Это нынче белорусский язык ниже плинтуса, а в те времена на нем говорила большая часть современной Европы благодаря ВКЛ.

Ответить
+15 +
Мк, 23:18, 20.01

Старобеларуского языка не существовало, в то время он назывался литовским потому, что был государственным языком Великого Кяжества Литовского. В немецких, польских и др. переводах Статута Княжества Литовского указывается: перевод с литовского. К стати, на языке современной Литвы (жмуди) Статута Княжества Литовского нету по сегодняшний день.

Ответить
+4 +
Helmut, 9:00, 21.01

Браво, Мк! Дарэчы, Статуты ВКЛ называліся ЛІТОЎСКІМІ, а не ЛІТВІНСКІМІ і, тым больш, не беларускімі. Апошняй дурноты тады не ведалі. Гэта выдумкі расійскіх каланізатараў, багушэвічаў, ластоўскіх, грыцкевічаў і другіх невукаў з тутэйшых.

Ответить
+1 +
Max, 18:11, 21.01

В Польше государствпенным языком была латынь, вообще-то...

Ответить
0 +
Когут, 13:56, 22.01

Что ты выдумываешь, какая латынь? Латинский язык, как государственный, умер с падением Римской Империи. В Речи Посполитой на латыни велась только мша в костеле, и то, в той части, которая была Короной Польской, а не ВКЛ.

Ответить
+2 +
Таццяна, 20:50, 20.01

Сапраўды, беларуская мова ў той перыяд была пераважна гутарковай. Помнікі пісьменства, якія ствараліся на тэрыторыі Беларусі ў 16 ст., адлюстроўваюць яшчэ старажытную ўсходнеславянскую пісьмовую традыцыю, якая распаўсюджвалася пераважна праз царкву ад часоў Уладзімера (к.10 - пач.11 ст.), і базай была царкоўнаславянская мова. Мова пісьмовых помнікаў 16 ст. вельмі падобная на тэрыторыі сучаснай Беларусі, Украіны, Расеі. Тым не менш не будзе памылкай называць тэксты 16 ст, напісаныя на тэрыторыі Беларусі, старабеларускімі, бо асаблівасці месца напісання ў іх адлюстроўваліся.

Ответить
-26 +
кот в мешке, 18:20, 20.01

чернокопатель пишет: "Не буду спорить, но всё же документ написан скорее на польском.
Вот-вот. если бы З.Позняка сейчас услышал его тысячелетний предок, то, безусловно, сказал: " Какая собака на меня брешет!"

Ответить
-4 +
???, 18:24, 20.01

Могу ошибаться, кто знает поправьте. Но в те времена на територии Руси и нетолько использовалось летоисчисление не от рождества Христова, а от сотворения мира, т.е. дата должна стоять 7104

Ответить
+2 +
Лявон, 9:12, 21.01

Пра дату пачатку сусьвету прамаўчу. А вось пра РУСЬ скажу, што гэтая дэфініцыя ў ландшафтным кантэксьце паходзіць ад лацінскага R U S, што азначае любую АБСТРАКТНУЮ прастору, сельскую мясцовасьць, вёску. Хоць у Афрыцы, хоць на Марсе ці Амерыках.
Так што гаварыць аб "РУСІ" як канкрэтнай прасторы не выпадае- гэта, пардон, дурны стэрэатып. Дэ-факта "русский народ" - гэта людзі ПРАСТОРЫ, абстрактнай вёскі, сяляне, земляробы, хамло. І не болей за тое. Канешне, сярод іх вялікае мноства людзей прыстойнейшых, добрых, адукаваных. Таму "рускасьць" па вялікаму рахунку ўвогуле - АБРАЗА (оскорбленіе) годнага народа і чалавека.

Ответить
-11 +
экс-перт, 18:26, 20.01

Возможно вы правы, чернокопатель;т.к. ВКЛ вошла в РП, то скорее всего на границе с Польшей произошло смешение языков.

Ответить
+16 +
Лингвист, 18:32, 20.01

выставлен на продажу договор на старобелорусском языке....
=====================================================
Не было такого языка, и названия Беларусь тогда не было.

Ответить
+11 +
Гандурас, 23:08, 20.01

Согласен. Была Литва и литвинский язык.

Ответить
+9 +
жужа, 18:59, 20.01

опять всем миром будем скидываться? ясно, что у минкульта на это денег нет.

Ответить
+34 +
Эдуард, 20:00, 20.01

Па-першае, белыя русы - гэта мянушка нашай Литвы. Мы - Л И Т В А. Гаварыць аб "старабеларускай мове" могуць толькі людзі абсалютна неадукаваныя. Прафаны ці шчыруючыя на інтарэсы ворага нашага спрадвечнага, Масковіі.
"Белай рускай мовы", як і шэрабурамалінавай, у палосачку, рабой ці крывой, рыжай ці ў клетачку рускай існавць не можа ў ПРЫНЦЫПЕ! Гэтую дурноту нам прысабечылі акупанты з Масковіі! Каб "навекі привязать до России".
Я ўдзячны паважанаму "чёрнокопателю" за разумныя высновы: у сярэднявеччы не магло існаваць дурной (хамскай - белай рускай- мовы народа) мовы. На абшарах ВКЛ, як і на абшарах іншых краін, скажам, Францыі, існавалі мовы адпаведна назвам КРАІН. Гэта значыць, што на абшарах ВКЛ на працягу амаль 600 гадоў мовай народа была.. літоўская (не блытаць з жамойцкай, якая да літвы не мае аніякага дачыненьня). У жамойтаў свая мова.
Любому, хто пажадае, па e-mail магу даслаць дакументальнае пацьверджаньне вышэй скаўзанаму..

Ответить
-26 +
LIT, 21:26, 20.01

Ну как вы можете быть патриотами Беларуси если вы даже от названия Беларусы открещиваетесь? Никто из народов Европы почему-то ни французы, ни немцы ни англичане, они называют себя теми кто есть и гордятся этим а не кричат что они древние инки или гипербореНу как вы можете быть патриотами Беларуси если вы даже от названия Беларусы открещиваетесь? Никто из народов Европы почему-то ни французы, ни немцы ни англичане, они называют себя теми кто есть и гордятся этим а не кричат что они древние инки или гипербореи

Ответить
+1 +
Эдуард, 8:14, 21.01

Не трэба блытаць хрэновіну з марковінай, LIT! Вы цёмны ў гістарыяграфіі чалавек. Я не магу зьяўляцца патрыётам МЯНУШАЧНАЙ краіны. А зьяўляюся патрыётам сваей спрадвечнай краіны Вялікалітвы (дэ-юрэ існавала каля 600 гадоў, а Расійская імперыя, наш душагуб, дарэчы, - толькі крыху больш 300!). Мала таго, я ненавіджу гэтую славяна-лацінскую абракадабру, абражаючую мяне мянушку, чаго шмат хто не разумее, на жаль.
І параўнаньні тут з французамі ці англічанамі - глупства, не вартае годнага чалавека. Вы, чалавеча цёмны, не ведаеце ЭТЫМАЛОГІІ любага вам тэрміна - "белы рус". Гэта наша АБРАЗА. Бо яе можна перакласьці як "белы сельскі ХАМ", чаго ў нас не ведаюць. І не ўсе ў нас ХАМЫ! RUS - мае лацінскае паходжаньне і не мае этнанацыянальнага вымярэньня. Дэфініцыі з коранем РУС могуць вызначаць ТОЛЬКІ ландшафт, сацыяльны статус чалавека і афарбоўку нечага: такая ўжо латынь, што зьявілася дзесьці ў VIII-VII стст. Да Нашай Эры на паўночны захад ад Рыма. Д-р г.-п.н., прафесар.

Ответить
+5 +
историк, 8:21, 21.01

Ну как вы можете быть патриотами Беларуси если вы даже от названия Беларусы открещиваетесь?
Никто от названия Беларусы не открещивается.
Просто, в силу различных обстоятельств, названия народов и государств меняются.
Русь стала Укараиной, Литва - Беларусью, Орда - Россией, Галия - Францией и т.д.

Ответить
+9 +
так, 9:54, 21.01

умник, название "Белоруссия" , к нам ввела Екатерина ll в 18 веке, после оккупации наших земель. До этого мы почти 560 лет назывались Литвой. так что не надо тут про патриотов и т.д.. Почему мы должны гордиться тем чем мы попросту не являемся?

Ответить
-8 +
LIT, 21:29, 20.01

Кстати, в Литве есть литовско-жамойтский словарь. Литовский и жамойтский языки немного разные, примерно как белорусский и украинский. Литовцу аукштайтису или дзялтувису очень трудно понять быстроговорящего жамоКстати, в Литве есть литовско-жамойтский словарь. Литовский и жамойтский языки немного разные, примерно как белорусский и украинский. Литовцу аукштайтису или дзялтувису очень трудно понять быстроговорящего жамойта

Ответить
+3 +
Эдуард, 8:40, 21.01

Тлумачу яшчэ раз, неадукаваны LIT! Вазьміце часопіс "ВИЛЬНЮС" за 1997 год (летния месяцы) і прачытайце артыкул Домаса Каунаса "Мартинас Мажвидас и первая литовская книга". Дык вось там напісана (і не для дурняў, што можна праверыць у адпаведным архіве), што Пятрас Адамівячус у 1580 г. прапусьціў праз пруска-літоўскую мяжу 2 кнігі, адна з якіх напісана (УПЕРШЫНЮ) на мове ЖАМОЙТАЎ. Другой была польская біблія.

Ответить
0 +
Филолог, 20:29, 20.01

Вообще-то возникновение белорусского языка наукой датируется 12-м столетием. А уж был он такой, какой был, извините.

Ответить
+4 +
Вітаўт, 8:54, 21.01

Філолаг! Грош ломаны цана той "науке", якая вынайшла мову "старажытнейшага носьбіта яе", які зьявіўся на акупаваных Масковіяй абшарах ВКЛ толькі, ТОЛЬКІ ў 20-х гг. ХХ ст.! Няма ні адной мапы да ХІХ ст.(да акупацыі), дзе б паказвалася "Белая Русь". Не блытаць з Alba Russia - гэта розныя дэфініцыі, з розным сэнсам.
І яшчэ раз LITу. У 1410 г. ВКЛ і Польшча вялі вайну з немцамі за Жамойць. Яна потым 373 гады ўваходзіла ў склад ВКЛ маленькім аўтаномным княствам. Дзе цяпер Жамойць? Яе Масковія абазвала... Літвой. Абазвала!!! А сапраўдную славянскую ЛІТВУ абазвала... Белоруссией. АБАЗВАЛА !!! І толькі !
Пра нейкія раёны Жамойці мы не чулі ні ў школах, ні ва ўніверсітэтах - мелюзга.

Ответить
+2 +
Андрей, 20:33, 20.01

Это те Стайки которые под Минском?

Ответить
-2 +
Минский PARTiZAN, 21:44, 20.01

В Стайках копать уже нечего! Так что покупайте!

Ответить
+5 +
призрак оперы, 2:07, 21.01

Господа! 21 век на дворе! Век открытия информации, а не ее засекречивания и утаивания в политических целях. Можно говорить, что язык кажется похожим на польский или в текстах обозначен словом русский, но ДРУГИМ ОН НЕ СТАНЕТ!
Что толку спорить о том, КАК именовать язык официального делопроизводства ВКЛ и Статутов. Он ЗАФИКСИРОВАН. Спутать его с языком современной прибалтийской республики Литва, с польским или российским языком сложно. А уж поименован язык русским ли, именовать ли его литовским по названию титульной нации Великого Княжества Литовского; старобеларусским ли, дабы избежать неизбежной путаницы из-за присвоения расторопными соседями имен "литва" и "русь", - дело с е г о д н я должно быть десятое, если не стодвадцатьпятое.
МЫ живы, живем и дагэтуль на сваёй зямлі роднай. Мова нашая выжила и проклюнулась через насаждаемую русификацю и наркомовку.
Давайте становиться СВОБОДНЫМИ и реально НЕЗАВИСИМЫМИ. Вот тогда никто спорить из соседей больше с нами не будет, а каждый наш дошколенок будет уверен в своей правоте и снисходительно выслушивать поучения литувисов и великороссов.

Наши архивы вывезены были еще при Екатерине великой проститутке и свалеными лежат в кучу в российских архивах. Надо возвращать, как Германия похищенные ценности Дрезденской галереи. Толку выкупать по каждому частному договору.
Статут - символ! Я рад, что людям ВОЗВРАЩЕН СИМВОЛ демократии.

Ответить
0 +
Біркус, 12:02, 21.01

Папера добрая,слоў німа,і каштуе дробязг трэба браць,дзіўна што такую паперу яшчэ гандлююць...калі не самадзейнасьць стукачоў з пэўных структураў...будьзьце пільнымі ...аматары збораў...чакаю калі выставяць спіскі з дыярыуша Хвядора Еўлашоўскага...хутка будзе...вось гэта папера!

Ответить
+1 +
Старорус, 15:44, 21.01

Язык был тогда русский (ну или старорусский), а государство называлось ВКЛ, русское и жамойцкое. Гос. языком был русский на начальном этапе, а в это время уже все больше применялся польский, что мы и видим в заключительной части этого документа. Само название белорус появилось гораздо позже (по разным оценкам середина-конец 19 в.).

Ответить
+1 +
Саня, 18:10, 21.01

Я не умею покупать по интернету помогите поучаствовать в покупке

Ответить
 
Написать комментарий
E-mail не будет опубликован