2 траўня 2024, Чацвер, 13:15
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

План на пятилетку - пример магического мышления чиновников

2
План на пятилетку - пример магического мышления чиновников
Сергей Чалый
Фото: tut.by

Власти считают, что вместо того чтобы сказать, как будут решаться те или иные проблемы, достаточно их просто назвать.

Проект программы социально-экономического развития Беларуси на 2016—2020 годы, представленный для обсуждения на V «всебелорусском народном собрании», выдержан в уже привычном для правительства стиле. Чиновники считают, что вместо того чтобы сказать, как будут решаться те или иные проблемы, достаточно их просто назвать. Примеров такого магического мышления в программе множество.

Допустим, в стране обострились проблемы с экспортом — значит пишем, что приоритетом будет экспорт. Ухудшилось положение реального сектора — говорим о том, что улучшим финансовое положение предприятий путем уменьшения дебиторской задолженности и сокращения складских запасов. Все верно, но, увы, это только озвучивание проблем.

Знакомство с основными положениями программы вызвало ощущение дежавю. Вспомним историю создания документа. Сначала в нем было три приоритетных направления развития страны: инвестиции, занятость и экспорт. По требованию главы государства программу сделали более амбициозной и в число приоритетов добавили информатизацию и молодежь. Если мы вспомним «послание» Лукашенко белорусскому народу 2013 года, то обнаружим, что модернизация экономики, информатизация общества и молодежь уже тогда назывались в качестве основных приоритетов. То есть фактически приоритеты новой программы взяты из 2013 года, только понятие экономики на этот раз раскрыли через три тезиса: инвестиции, занятость и экспорт.

Интересно наблюдать и за тем, как в документе пересекаются, а зачастую и противоречат друг другу два разных подхода к его формированию: сверху вниз (когда задаются идеологические ориентиры) и снизу вверх (исходя из уже разработанных планов министерств и ведомств). Так, с одной стороны, в программе указана стратегическая цель стать инновационной страной с новыми, передовыми отраслями, с высокой добавленной стоимостью, информатизацией и т. п. С другой — в этом же документе читаем, что в ближайшую пятилетку будет реализовано 80 крупных инвестпроектов с суммарным объемом инвестиций свыше 27 млрд долларов, в числе которых строительство АЭС, завода легковых автомобилей «Белджи», завода по производству сульфатной беленой целлюлозы в Светлогорске, разработка месторождений калийных удобрений и др. То есть на уровне декларации мы заявляем о желании построить инновационную экономику, а на уровне конкретных планов (именно на их реализацию на самом деле пойдут деньги) это все та же старая экономика, основой которой являются машиностроение, производство продукции первого передела либо вовсе добыча полезных ископаемых. Вот такое противоречие.

На мой взгляд, программе не хватает адекватного анализа проблем, в том числе в реальном секторе. Принципиально важно понимать, что сегодня у нас не какие-то конъюнктурные трудности, как в предыдущие годы, а глубинный кризис, связанный с серьезными структурными проблемами в экономике.

Меры по финансовому оздоровлению предприятий в программе сформулированы слишком осторожно. Например, предусмотрены «точечная реструктуризация текущих обязательств», «управляемое выведение из экономики неплатежеспособных производств» и проч. Иными словами, ничего не будет. Достаточно вспомнить опыт использования слова «точечно» в сфере приватизации, которая у нас уже фактически не проводится.

Не стоит надеяться и на раскрепощение деловой инициативы. Что может дать, например, освобождение на два года предприятий, создаваемых в регионах, от налогов на прибыль и на недвижимость? Да сейчас ни у кого нет прибыли. Можно поставить налог на нуль вообще для всех, и бюджет от этого ничего не потеряет.

Многолетний опыт подсказывает, что после обсуждения на V «всебелорусском народном собрании» программа станет еще хуже. Планы, сформулированные в ней, не точный прогноз, а некое сверхзадание. Видимо, Лукашенко полагает, что без него у подчиненных вообще не будет стимула что-либо делать.

В последние годы мы ни разу не попали в прогноз, так что можно не рассчитывать на заявленные в нынешней программе прирост ВВП к 2020 году на 12—15 %, а реальных денежных доходов граждан — на 9,5—11,6 %. Даже если бы данных показателей достичь удалось, все равно эти темпы слишком низки. По сути, они означают ухудшение ситуации в ближайшие пять лет.

Сергей Чалый, «Белорусы и рынок»

Напісаць каментар 2

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках