29 апреля 2024, понедельник, 20:25
Поддержите
сайт
Сим сим,
Хартия 97!
Рубрики
Комментарии 76
+29 +
Лазурная Глубина, 16:34, 5.07

Храни Литву в своем сердце, разговаривай по-белорусски, помни историю - и никто ее у тебя не заберет.
Лично мне приятно, что хоть где-то я могу увидеть свою Родину в границах Великой Литвы.
И литовцы (современные) молодцы, в том что хранят традиции за себя и за нас.

Ответить
+23 +
Ганьба!, 17:18, 5.07

Народ, ну хоць гэту тэму, па-беларуску каментуйце. Альбо трасянкай.
А то пішаце добра, а робіце як абы-хто...

Ответить
+19 +
Касматы Валацуга, 18:03, 5.07

Ну вот что поделать, если большинство людей в Беларуси разговаривают на русском? Даже если всех заставить разговаривать на белорусском языке, не изменится тот факт, что люди всё-равно будут думать на русском. После того, как мы станем по настоящему независимы, понадобится несколько десятилетий, что бы по всей стране зазвучал белорусский язык.

Ответить
+37 +
Петрович, 22:18, 5.07

После того, как мы станем по настоящему независимы, понадобится несколько десятилетий, что бы по всей стране зазвучал белорусский язык.
===
Достаточно одного поколения. Главное, чтобы наши детки и внуки "размауляли выключна на мове" в садиках и школах, а новые СМИ сделали мову престижной. Так, кстати, и было при Шушкевиче. Но населению нашему это сильно не понравилось, вот и проголосовало оно за возрождение северо-западного совдеповского края, в коем нонче и прозябает.

Ответить
+1 +
Европеец, 22:39, 5.07

+100500

Ответить
+3 +
Ага, 8:33, 6.07

Не дапамагаць акупантам у этнацыдзе і гвалтоўнай маскалізацыі. Супраціўляйся. Толькі тады будзе сапраўдная незалежнасць.

Ответить
0 +
Ветеран, 9:12, 6.07

Валацуге/// Да за некальки дзецягодзяу и малпу навучыш размауляць! 100 адсоткау даю,што пры зьяуленни дыкрэта аб адной дзяржаунай мове-беларускай праз 3 месяцы усе б размауляли ад чынавенства да простага народа.

Ответить
+11 +
сьвядомы, 10:34, 6.07

Ды яны Сталiну павiнны помнiкi ставiць,за нашы ВIЛЬНЮ i КАУНУ!!!

Ответить
-28 +
Ils, 16:43, 5.07

"Великое Княжество Литовское было общим государством Беларуси, Польши, Украины и Литвы и своеобразным прообразом Европейского Союза"
А что, Польша таки тоже входила в ВКЛ?

Ответить
+88 +
Ага, 16:49, 5.07

Толькі беларусы былі літвінамі да таго як іх перайменавалі ў расейскай імперыі.

Ответить
-19 +
А тогда, 17:24, 5.07

А тогда поляки кем были?

Ответить
+32 +
Ага, 18:45, 5.07

Гэта ты палякаў запытай, а вось "русских" тады шчэ не прыдумалі.

Ответить
+7 +
Ага, 19:30, 5.07

А ты ведаеш калі і хто русских прыдумаў?

Ответить
+5 +
Римлянин, 23:27, 5.07

Литвин - это принадлежность к княжеству, так же как московит, новгородец, ярославец и т.д, а вот национально белорусы как были русскими со времен Киевской Руси, так ими и остались в ВКЛ и по сей день. Стоит хотя-бы вспомнить библию Франциска Скорины где четко написано "Библия Руска" на главной странице, или монумент 1000летие Руси в Великом Новгороде где помимо всех прочих изображены 3 Великих Литовских Князя.

Ответить
+4 +
беларус, 16:08, 6.07

Беларусы нiколi не былi рускiмi. Мы адносiлiся да рускай царквы Кiева (не Масковii). Таму у многiх летапiсах ёсць "рускi" у сэнсе прыналежнасцi да патрыярхата Кiеускай Русi. А так - мы лiцьвiны! У 1800-х гг. царская Расея гвалтоуна перавяла беларусау (чыт. лiцьвiнау) у падпарадкаванне Масковii.

Ответить
-5 +
Мазовия, 8:17, 6.07

Поляками и были

Ответить
+27 +
buli, 18:06, 5.07

усё насельнiцтва ВКЛ называлася лiцьвiнамi , як зараз беларусамi.

Ответить
+16 +
ДАЙмонд, 8:00, 6.07

Литовцы"молодцы"! Жаль,что не мы гордимся ВКЛ. Ведь в ВКЛ литовских исторических земель было всего лишь около 10 процентов. И это маленькое племя жмудинов присвоило себе нашу историю! Круто! Скоро скажут,что первый Статут на литовском был издан.....

Ответить
+16 +
Пётр, 17:36, 5.07

Часть земель принадлежащих современной польше

Ответить
+27 +
историк, 21:02, 5.07

Ils, 16:43, 5.07
поддерживаю.
вас заминусовали те кто путает ВКЛ и Речь Посполитую... жесть такие понятия спутать, грамотеи...
а Белосток - это древний беларусский город

Ответить
+41 +
Cerber, 20:47, 5.07

Польша в ВКЛ никогда не входила. Они вместе с ним были в составе конфедерации - Речи Посполитой.

Ответить
-4 +
maybach, 21:09, 5.07

Ага уваходзiла i Польща , а вось вас спадар iзраiльцянiн не було у саставе ВКЛ, ну не паспелi вы ,вiдаць выжыдалi, хто пераможа туды и прыхiлiцеся

Ответить
+6 +
ВКЛ, 8:11, 6.07

Чего заминусовали Ils, 16:43, 5.07 ? Он всё правильно спросил! Если Польша+, то это уже Речь Посполита, а не ВКЛ. Учите историю, а не просто трындите на комментах абы что или лайки тискаете

Ответить
-2 +
уцй, 16:45, 5.07

Беларусь, так же как и Литва, исчисляет свою историю столетиями, а свою независимость — с того же времени, что и Литва.
------------------------------------------------------------
И оба раза: в 1918 и в 1991 успешно показали своё моральное превосходство в преемстве ценностей ВКЛ не на словах (как беларусы), а на деле, закрепив этот статус пролитой кровью января (телецентр) и июля (пограничный пост).

Ответить
+17 +
отвечу, 17:15, 5.07

Ну честь им и хвала, но!
Вам сказать сколько было пролито крови? Совсем другие силы противодействия были задействованы и понятно почему - потому что основа. Потому и колотили 31-й и 63-й 19-й век, а одна резня 37-го прошлого века чего стОила. И даже это только эпизоды. А эти попытки современной Литвы тянуть одеяло на себя всерьез нигде не воспринимаются и понятно почему.

Ответить
+44 +
Юрась з логава, 17:24, 5.07

уцй, 16:45, 5.07
********************************
Послушай провокатор, ты совершенно не берешь в расчет то, какое значение для России имеет и Литва , и Беларусь, отсюда и давление совершенно разное на Литву и Беларусь. К тому же, Беларусь занимает уникально положение с точки зрения военной науки, что позволяет России следить как за северо-востоком, так и юго-востоком Европы, поэтому российский двуглавый мутант и вцепился мертвой хваткой в нашу землю.
начните, млять, уважать себя в малом, начните с нашей истории и тогда и сможете распрямить не только спину, но и мозги.Стыдно иногда читать комменты рабов насквозь.

Ответить
+1 +
вы поладите...., 18:55, 5.07

Думаю что Ага вам, Юрась, идеально подходит в собеседники

Ответить
+11 +
Ага, 17:38, 5.07

Херню ты маскалю гародзіш.

Ответить
+97 +
Бурчак, 16:45, 5.07

Это дикий парадокс: есть земля, есть белорусы - а их истории до 1919-го как-бы и нет, и нет у них предков. Не жили они, не любили, не рожали, не растили хлеб, не пели песен, не воевали и нет их могил, и нет их за нашими спинами, и не смотрят они нам в затылки с надеждой из того времени …. Это ослабляет государство, это угроза его существованию. Заплатим за это все - и нынешние руководители, и мы, граждане Беларуси.

Ответить
+40 +
Ага, 17:54, 5.07

Гэта расейская прапаганда накіраваная знішчэньне на ворагаў расейскай арды - літвінаў. Таму Вільню і адарвалі ў абмен на ўвод савецкіх войскаў(у кторы раз, пасля Срадзіннай Літвы). Дарэчы жамойты ўсяляк гэтую прапаганду падтрымліваюць, бо інакш паўстае пытаньне Вільні.

Ответить
+120 +
Юрась з логава, 17:00, 5.07

Лукашенко - человеческое ничтожество, не имеющее как собственных корней, так и не признающий национальный, а признает он только деньги и власть. В этом смысле литовский бизнес это активно использует, при этом сама Литва все крепче пытается закрепить и унаследовать историю ВКЛ, что есть государственным мошенничеством. Посмотрите, что пишут на сайте Посольства Литвы в Беларуси

На самом юге Прибалтики, расположилось самое большое и густонаселенное государство восточного побережья Балтийского моря – Литва.

Когда-то границы этого государства простирались до берегов Черного моря. Вся история Литвы – это история территории, которая в разные исторические периоды входила в состав различных государств.
------------------------------------------
Когда прочитал, то почувствовал, как оскорбили мои национальные чувства. А как вам первый абзац, где комплекс малой страны так и прёт, пытаясь предстать "самой большой и густонаселенной" хотя бы на отдельном клочке Европы. Смешно.
Говорил не раз и еще раз повторюсь, что необходимо провести в будущем международную конференцию историков стран, некогда входивших и соседствующих с Речью Пасполитой, чтобы они подняли исторические документы, хранящиеся в национальных архивах и дали реальную картину того, что и как происходило и выйти историки должны будут только после принятия некой совместной резолюции или соглашения, которое и служило бы исторической экспертизой. Отдельно с Литвой необходимо договариваться по статусу Вильнюса, не говоря о самом названии страны. Если юы Россия с уважением относилась к белоруса и белорусской культуре, то повлияла бы на этом процесс, чем заслужила бы исторической индульгенции от белорусов, ведь именно Россия перекраивала наши земли и мне смешны те, кто кричит о некой "братскости" белорусов и россиян.
А с Литвой разговор должен будет быть предельно жестким и экономически адекватным. До тех пор, пока Беларуси не будут возвращены национальные символы и история, до тех пор никакого транзиты своих грузов через порты Литвы Беларусь не должна пропускать. С этого и начнется уважение к самим себе и к нам со стороны других народов.
Я не считаю, что Литва сохраняет нашу общую историю, я считаю, что Литва сотрудничает с Лукашенко по уничтожению нашей истории - те ему инвестиции и лоббизм на международной арене, а эти под шумок закрепляют нашу историю, делая её своей. историческая справедливость должна восторжествовать.
Надеюсь, теперь многим понятно, что мы одиноки, как карась в канализации и только сами мы можем подняться из экономического, политического, духовного и исторического пепла. Поэтому и предлагаю сайту Хартии скорректировать политику и формат сайта, давая возможность размещать на нем национальные и патриотические АВТОРСКИЕ материалы, которые бы служили бы алгоритмами к действию, если, конечно, ФСБ с КГБ не крепко держат за болезненные места руководство сайта.

Ответить
+4 +
ДАЙмонд, 8:12, 6.07

Юрась, Вы просто молодец! Без ложного комплимента-я горжусь,что в нашей стране есть такие здравомыслящие люди, как Вы!

Ответить
+5 +
пугач, 8:45, 6.07

согласен на все сто!

Ответить
-1 +
123, 12:14, 6.07

Юрась есть много вопросов:
Кто такие литвины?
Если это ни эстонцы, ни немцы, ни литовцы, ни украинцы
Сколько их было и куда они подевались. Не могли же они исчезнуть
Почему в Вильнюсе беларусов почти нет?
Правда ли что в 1399 году Витовт (правил в 1392—1430 гг.) ещё раз попытался присоединить Московское княжество, на этот раз в союзе с ордынским ханом Тохтамышем.

Как-то Вы тут заявили что интеллект беларусов выше чем у УКраинцев. Хочется в этой связи спросить. Вот если бы выяснили что вышиим предком по отцовской линии был хан Тохтомыш бежавший в Литву и мечтавший вернуть себе ханский престол, а по материнской линии - украинка. Вы бы продолжали утверждать что Вы литвин?

Ответить
+1 +
Юрась з логава, 9:51, 7.07

Как-то Вы тут заявили что интеллект беларусов выше чем у УКраинцев.
******************************
Конторщик, я никогда этого не говорил, а говорил, что интеллектуальный потенциал Беларуси выше чем в Украине и я говорил о периоде после развала СССР, не передергивай факты. Вы смелые когда в вирте, в реале не попадайся на глаза, arschloch.

Ответить
+14 +
па, 17:07, 5.07

Они бы ещё заявили что это их бывшая территория компактного проживания.

Ответить
+34 +
Ага, 17:41, 5.07

Вось таму яны і радуюцца, што ў нас маскоўскі халуй.

Ответить
+122 +
ЗЛ, 17:23, 5.07

Беларусы - это Литвины, славянизированные балты, их государство - Литва (ударение на И), именно нами (нашими дальними предками), Литва (ВКЛ) организовывалась и развивалась. Коронация Миндовга в 1251 году. Это 13-й век. А еще за век до этого, Полоцкое гос-во было высокоразвитым для того времени, это время жизни Ефросиньи Полоцкой (12-й век)

Литовцы - это Жемойты, их государство - Жемойтия (или Самогития, по-латыни). Почти все средние века оставались язычниками, не владели письменностью и ремеслами, жили племенами. Рождением их письменности считается 1547г (с первой их книгой "Катехизис" Мажвидаса). Это уже 16-й век. Спустя аж 3 века после создания государства ВКЛ. И они еще и объединяли высокоразвитые славянские народы на обширных территориях с вековыми традициями культуры и письменности, наукой, религией и т.п.? Неувязачкас... Жемойтия была насильно присоединена к территории ВКЛ по результатам Грюнвальдской битвы князем Витовтом (а не Витаутасам), братом двоюродным Владислава Ягайлы (а не Владиславаса Ягайласа). С этого момента начинается их "окультуривание".

Украинцы - это русичи, славянизированные сарматы, их государство - Киевская русь. Другой Руси, после Киевской, уже не было. Вошли в состав ВКЛ для совместной защиты от татаро-монголов. После создания Речи Посполитой были переданы в состав Польши.
Русские - это изначально московиты, славянизированные угро-фины. Которые, однако, в отличии от Руси и Литвы, с европейскими корнями, изначально представляли собой азиатский уклад. Долгое время были в составе Великой Орды. Получили в орде автономию, с правами собирать дань с захваченных ими земель и присоединенных к Орде. Отсюда их бесконечные войны и походы. Европизироваться стали только при Петре 1.

Поляки - это ляхи и мазуры. Мазуры - это славянизированные балты, такие же, как и литвины. Поляки сегодня точно знают, с кем они заключали государственный союз и образовывали Речь Посполиту. (союз польско-литвинский). И это был 1569 год, после захвата Полоцка московитами, и это, естественно, были не горстка язычников, едва обзавевшаяся своей письменностью. А это был ВКЛ, такое высоко-развитое государство, как и сама Польская корона.

Ответить
-54 +
Lycvyn, 18:16, 5.07

VKL sozdali litovcy-aukstaity v svojich etniceskich zemliach. Potom VKL rassyrialasj na vostok i rusiny (predki belorusov) stali lycvynami - grazdanami kniazestva. Vot i vsia matematika. Zyvia lycvyny!!!

Ответить
+20 +
Zmincer, 22:02, 5.07

А как тогда получилось, что государственный язык у них стал старобеларуский? Да еще и киррилица?

Ответить
+12 +
ji;o, 18:18, 5.07

Так кто такие славяне , которые всех славянезировали ?
С остальным согласна . Добавлю , что Университет в Вильне на русский язык перешёл и что в ЕС создан единый учебник истории. Интересно , что же там о нас написано ( о ВКЛ).

Ответить
+11 +
ЗЛ, 21:01, 5.07

Видел их учебник на русском. Там, естественно, Витаутасы, Миндовагасы и т.п., а про нас сказано - что они, их Литва, оказало влияние на развитие беларусов. Эпизодически упомянут Скарына, который, правда, печатался на одном из славянских языков (ну, Скарыну не скрыть). Про статут ВКЛ, который был на старобеларуском, там скромно умолчали.

Славяне, в чистом виде их сейчас не сыщешь, но за содержание славянского гена отвечает ген R1. Самое высшее его содержание, в среднем по народам, у чехов и поляков-ляхов. Сами славяне зародились за счет смешения балтов и готов, проходивших по землям балтов во времена, когда многие варварские племена шли походами на Рим. Примерно территорию Чехии можно считать место, где они осели и зародились.

Ответить
-2 +
Вольный, 10:07, 6.07

...а што вы супрацiв язычнiкау маеце???....гундзяевым ванiць

Ответить
+37 +
Касматы Валацуга, 18:08, 5.07

Я согласен с тем, что нужно знать свою историю. Историю правдивую. Но наблюдая за Литвой создаётся впечатление, что им наплевать на правду - они пишут историю заново, такую, какая выгодна и удобна только им. Оказывается переписыванием истории занимаются не только диктатуры.

Ответить
+61 +
Olgerd, 18:08, 5.07

Жемайты всегда на картах наносились отдельным государством входящим в состав Великого Княжество Литовское.Никогда жмудины не назывались литвинами.Никогда ни Олгерд,ни Витавт,ни Ягайло не разговаривали на языке жмуди,эти великие князья говорили по беларуски. Герб Жемайтии- черный медведь стоящий на задних лапах.Погоня и бело-красно-белый флаг-наши исторические символы,наша история и наше будещее.

Ответить
-35 +
hpi9, 18:20, 5.07

Да беларусы и поляки почему-то стали насить литовсие ( жемойтские) фамилии .

Ответить
+4 +
добрый, 11:07, 6.07

hpi9, 18:20, 5.07

Ваш аргумент совершенно не убеждает.У половины беларусов сейчас греческие имена.И что с того?
Беларусы(в то время они назывались рускими) ассимилировали прибалтов,но некоторые имена и географические названия остались в использовании.Ну захотелось бабушке-жмудинке,чтобы ее внука звали Витовт.Порадовали старушку.Хотя у него уже 3/4 крови было беларуской и разговаривал он,естественно,на старабеларускай мове!

Ответить
+5 +
ПРПАВ, 18:29, 5.07


В комментариях не заметны профессиональные авторитетные в научных кругах остепененные ученые-историки, специализированно занимавшиеся или занимающиеся Средневековьем применительно к территориям нынешних Беларуси, Польши, прибалтийских государств, России.. А голос неспециалистов о проблемах истории не имеет никакого значения. Если человек не знает, то какова ценность его слов?

Ответить
+21 +
Юрась з логава, 21:11, 5.07

Не переживай, просто неспециалисты доносят мнение специалистов, которых они читали. Понятно, что могут грешить некими неточностями, но в целом все по делу.

Ответить
+10 +
Бурчак, 21:32, 5.07

Им что - уже и молчать? Они же реальные люди со своим мнением. Спасибо, что говорят. О ценности слов судить уже нам, читающим. Например, бывают очень информативные комменты неспециалистов, содержащие исторические факты времен Второй мировой войны.

А комменты ученых конечно-же мы ждем и приветствуем.

Ответить
+1 +
..., 10:54, 6.07

Коменты ученых - в виде статей конечно же.

Ответить
+31 +
aivan, 19:01, 5.07

Ну, жмуды уже совсем охренели. Какая Литва, у них под нашей Пагоняй написано Летува, значит летувисы или самоготы. Уже забыли, как им в начале 90-х показали грамоты 15-16-х веков, когда они претендовали на часть территории по самую Лиду, быстро заткнулись. Да, кстати, название города Лида, вовсе не означает имя девушки, а в переводе с полабского языка наших предков означает щука.

Ответить
+36 +
Комментатор, 19:03, 5.07

Опять жамойты пыжатся )) ну-ну... Им бы нашего главнокомандующего они-бы и австралийскими аборигенами себя назвали. Время - вещь неумолимая, все на свои места расставит. Это закон.

Ответить
-15 +
сер, 19:24, 5.07

На картах в польской версии истории- до ВКЛ территории подписаны как Русь. А почему упорно замалчиваете, что князь утверждался польским королем?

Ответить
+10 +
Lucina, 21:49, 5.07

В Речи Посполитой.

Ответить
+1 +
добрый , 11:10, 6.07

сер, 19:24, 5.07

Потому что польским королем был "чистокровный" поляк Ягайла!))

Ответить
-7 +
123, 19:41, 5.07

Ну, что-ж, кто-то же должен разархивировать НАШУ историю. Пусть это будут Литовцы, - им легче! Но придет и наше время!

Ответить
+41 +
Игорь, 20:07, 5.07

ВКЛ это Великое княжество Литовское Русское и Жамойтское.
Русское-земли совр. Украины. Литва-беларусские земли в границах 14-16 в.в. т.е. Современная территория Беларуси плюс Виленский край плюс земли Смоленской и брянской губерний и часть современной Латвии
(Давгапилс).Жамойтия - кусочек современной Летувы.
Куда подевался этот "многочисленный" народ - главная нация в ВКЛ?
Сейчас их меньше 3-х млн. всех.Самих жемойтов и того меньше.
А в 13-м веке тысяч 100 если было то оч.хор. Кого они завоевали?

Ответить
-5 +
By the way, 7:36, 6.07


Монголов в начале 13 века было около 30 тыс. Рассказать, кого они завоевали ?

Ответить
+19 +
Микола, 20:17, 5.07

Имперские амбиции у Литвы сильны.

Ответить
+19 +
Aleg, 20:22, 5.07

Понятно, что вопросов много. Но прежде всего достаточно вспомнить какой язык применялся в государственном делопроизводстве во времена величия ВКЛ даже в пределах той карты ( не "времен Миндовга" кстати).

Ответить
+6 +
ННН, 21:39, 5.07


В качестве канцелярского письменного языка первоначально активно применялся латинский, который повсеместно использовался в Западной Европе, затем с переходом европейских государств на национальные языки активно использовался в качестве канцелярского письменного языка "руський" (тогдашнее официальное название) язык, т. е. церковнославянский язык, адаптированный к использованию в качестве канцелярского письменного языка в нецерковной жизни, и польский -- в 1696 году руський язык был запрещен в качестве письменного канцелярского языка и заменен польским: «Pisarz powinen po Polsku, a nie po Rusku pisa

Ответить
+33 +
ELEN, 20:23, 5.07

Калі апошнім разам прадстаўнікі роду Радзівілл былі ў нашай краіне, нехта з іх сказаў: "Тое, што было душой і сэрцам ВКЛ, знаходзіцца на тэрыторыі сучаснай Беларусі"

М.Багдановіч
Пагоня
Толькі ў сэрцы трывожным пачую
За краіну радзімую жах, —
Ўспомню Вострую Браму сьвятую
I ваякаў па грозных канях.

Ў белай пене праносяцца коні, —
Рвуцца, мкнуцца і цяжка хрыпяць...
Старадаўняй Літоўскай Пагоні
Не разьбіць, не спыніць, не стрымаць.

У бязьмерную даль вы ляціце,
А за вамі, прад вамі — гады.
Вы за кім у пагоню сьпяшыце?
Дзе шляхі вашы йдуць і куды?

Мо яны, Беларусь, панясьліся
За тваімі дзяцьмі уздагон,
Што забылі цябе, адракліся,
Прадалі і аддалі ў палон?

Бійце ў сэрцы іх — бійце мячамі,
Не давайце чужынцамі быць!
Хай пачуюць, як сэрца начамі
Аб радзімай старонцы баліць...

Маці родная, Маці-Краіна!
Не усьцішыцца гэтакі боль...
Ты прабач, Ты прымі свайго сына,
За Цябе яму ўмерці дазволь!..

Ўсё лятуць і лятуць тыя коні,
Срэбнай збруяй далёка грымяць...
Старадаўняй Літоўскай Пагоні
Не разьбіць, не спыніць, не стрымаць.

Ответить
+16 +
duglas, 20:24, 5.07

Пусть жамойты почитают Тимоти Снайдера 'Реконструкция наций, польша,украина, беларусь, литва.'

Ответить
0 +
jn;o, 23:10, 5.07

А в России за Уралом каких наших ждали с войны?

Ответить
+2 +
Igor Bors, 22:39, 5.07

Екатерина 2 начала Сталин завершил деление и русификацию Вяликай Литвы. Теперь пойди докажи что ты не запуганный беларус а гордый и сильный Литвин.

Ответить
-2 +
LoL, 23:07, 5.07

…в современной Белоруссии… кое-кому не понравилось… быть белорусами, и они объявили себя литвинами. Нет, не литовцами, а литвинами, будто между этими двумя терминами еще с X века была большая разница. Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское и иных, которое было образовано в первой половине XIII века с приходом литовского князя Миндовга в Новогородок. На первом этапе оно представляло собой федерацию Литвы и «руских» княжеств, где мирно сосуществовали два народа — литовцы и «руские», две религии — язычество и православие.

Многочисленные исторические документы безальтернативно указывают на два территориальных субъекта ВКЛ того времени — «Литву» и «Русь», на два основных этноса — «литовцев» и «руских» как часть восточнославянского мегаэтноса с единой культурой, верой, языком и письменностью. В посланиях Гедимина говорилось о «руских» и «литовцах» ВКЛ [5, c. 22, 28]. Летописцы крестоносцев, описывая походы своих отрядов на средневековую Беларусь, как правило, использовали термин «Русь» [6, c. 42]. Схожие определения встречаются и в немецкой «Хронике» Германа Вартберга: «В 1348 году прусские братья опустошали с войском… землю языческих литовцев… битва, в которой пало более 10.000 литовцев и русских, призванных на помощь из различных мест… Лантмара (Владимир), Брейзика (Брест), Витебска, Смоленска и Полоцка» [7, c. 83–87].

Ответить
-6 +
Фёдор РФ, 1:43, 6.07

Господа , есть древняя поговорка : "Киев - Мать городов русских , а Господин Великий Новгород - Отец !" Полоцк , обращаю Ваше внимание на это , ДАЖЕ - дальним родственником НЕ НАЗВАН !
Это - что касается Киевской Руси ...
Взять время посовременнее - времена Речи Посполитой и ВКЛ - и ОПЯТЬ белорусы на подхвате и на вторых ролях ! Ведь НИКТО не знает в ЭТО время такое государство, как Беларусь!
У меня возникает вопрос к белорусским историкам - почему так получалось , на протяжении ВЕКОВ , что беларусы НИКАК не отстаивали СВОЕЙ идентичности ? Неужели они всегда были какими то малохольными и ВЕДОМЫМИ на протяжении сотен лет - и поляками , и литовцами ? Ну - а сейчас , понятное дело , "рашка" во всём виновата !

Ответить
+5 +
Вартовий_З_України!, 3:30, 6.07

Дякі закони з Київської Русі використовували в Литовському князівстві. А потім занепад... Польща... Війни... Москалі... Війни... Москалі... Недовга свобода... Комуняки з нацистами... Війна друзів... Комуняки... Свобода!!!

Ответить
-4 +
By the way, 7:32, 6.07


Господа - историки, найдите хотя бы одного князя ВКЛ белоруса по происхождению, чтобы он не был родом из жамойтии или аукштайтии, а потом вещайте о белорусскости ВКЛ. Да, а еще раскопайте первое упоминание о белорусах ранее 18 века, ну или тогда тоже гордо называйте себя литовцами (ах да - литвинами).

Ответить
+5 +
Ліцьвін, 13:12, 6.07

1. Калі прыехаць у Вільню сёньня і разабрацца ЯК жыве яе насельніцтва, то мага заўважыць, што Грыбаўкайтэ і жамойты дрэнныя гаспадарнікі і зьяўляюцца НЕ гаспрадарамі Вільні, а Эксплуататарамі.

2. Польска-моўная эліта Вільні ўсё больш адчувае сябе беларусамі (ліцьвінамі).

3. Безгаспадарчасьць жамойтаў і нацыскі запал эліты жамойтаў, прывядуць няшчаснае насельніцтва да барацьбы за Аўтаномію Віленскага краю. І гэта не "мысьленьне жаданым" (не wishful thinking).

Ответить
-3 +
Да не язычники мы а славяне, 15:32, 6.07

Учите литовский язык да и будьте литвинами.Какой то бред - государство Литва от моря и до моря.Что же Литва сейчас такая крошечная?Хотите вы или не хотите славяне мы. Украинский,язык ,белорусский польский сходны имеют один корень. А вы тут литвины как дети малые сказки рассказываете.. Идите поговорите с литовцем без переводчика.поймет ли он вас?. Не поймет - он не славянин. А заодно и вероисповедание и обряды разные.

Ответить
+1 +
белорус, 0:11, 7.07

Ну, па-першае, мы - не славяне! Мы - заходнiя балты, I гэта ужо даказана генетычна. Так што "вучыце гiсторыю"! Украiнцы - часткова зах. балты, часткова - сарматы (продкi iранцау), часткова - угры, у залежнасцi ад таго да чый тэрыторыi блiжэй знаходзяцца. Палякi, як ужо адзiн рэспандэнт пiсау - ляхi i мазуры.Што ж датычыцца сучасных лiтоуцау - гэта угры, блiжэй да нас - зах. балты. Якая агульная культура? Мы iм далi тую культуру! Iх цяперашняя мова - сумесь жамойцкай i тагачаснай беларускай.
Накшталт веравызнання. Беларусы-лiцьвiны - унiяты. Гiстарычна.

Ответить
0 +
Linas Lituanus, 17:18, 6.07

Понимаю, что материал, изложеный в статье, является лишь мотивом, позволяющим лучше увидеть внутренние проблемы белорусского общества, но все же... Например, поздравление министра иностранных дел Литвы показано совсем в нелепом свете. День освобождения от нацистских захватчиков несомненно является праздником для многих беларусов, и министр их поздравил с этим днем, а как этот праздник у вас называется, это ведь, вообще то, ваше дело. Если он когда нибудь будет переименован, то правительство Литвы несомненно будет использовать новое название. Но хуже, что некий нелепый оттенок присутствует и в основной теме статьи. Да, Литва официально признает свою приемственность от ВКЛ; это, - правда, косвенным образом,- сказано в акте о независимости от 16 февраля 1918 года, и это символически подтверждается названием страны, гербом и преемственностью столицы, но в то же время Литва никогда не заявляла о каком нибудь своем исключительном праве на наследство ВКЛ (отказ от такого подхода, кстати, отражен в том же акте а также во многих международных договорах Литвы, подписанных как до сорокового года, так и после девяностого). Но в этом нет ничего нового, акт о независимости от 1918 года это вообще уже история, и можно бы было о всем этом спокойно забыть, но вот автор всем заявляет, что "Маленькая Литва все чаще и все смелее заявляет о своем правопреемстве ВКЛ, вернее о себе как о единственном правопреемнике."

Правды в этом мало, если не сказать, что никакой. Во первых никакой тенденции к тому, что вопрос о наследстве ВКЛ поднимался чаще в Литве не существует. Во вторых, странно звучит само слово правоприемство/правоприемник, будто автор намекает на какие то невостребованные права на что-то. На самом же деле, для правоприемства необходимо, чтобы кто-то в мире признавал существование каких-то прав оставшихся от ВКЛ, чтобы ВКЛ признавалось в какой-то форме субьектом международного права. В реальности такого небыло ни в 1918, ни в 1991 году, ни тем более сейчас. И даже в 18 веке ВКЛ фактически уже не считалось субьектом международных отношений. Так что все это - дело дутое, но звучит то мысль автора как бы угрожающе: Мол, палундра, литовцы нас обкрадывают и делают это все чаще и чаще.

Ну а если не обращать внимание на разные юридические тонкости, то все тут просто до смешного. Подавляющее большинство стран западной Европы и не только имеют своими гербами орла, который чаще всего так или иначе сводится к наследию Римской Империи. И это не только страны, которые в ходе истории реально входили в состав самой империи или ее повторений, но и такие страны как Польша, связанная с Священной Римской империей только фактом крещения и соседством, или США, несвязанная с Римскими империями никак, кроме любви отцов основателей этой страны к античной философии. Или, например, по какому праву США используют на своем долларе египетскую (?) пирамиду? Вот бы постараться и найти всех "обманщиков" и "воров", покушающихся на чужое "правоприемство". Но отсюда и урок нам: те упомянутые страны из-за орлов в гербах почему-то не дерутся.

Ответить
+3 +
Невядомы, 19:34, 6.07

Надыдзя той дзень калi Вiльня i Вiленскi край з нашымi братамi, якiх маскалi гвалтоуна аддалi жмудзiнам, вярнецца да нашай зямлi.Жыве Беларусь.

Ответить
0 +
Ника, 2:30, 25.07

Завидуете?

Ответить
 
Написать комментарий
E-mail не будет опубликован