28 красавiка 2024, Нядзеля, 2:04
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Российская экономика в январе: неча на Moody’s пенять

2
Российская экономика в январе: неча на Moody’s пенять

Правительство не зря в срочном порядке пересматривало прогноз развития экономики на 2015 год.

Статистика Росстата по январю 2015 года подтверждает то, что и так было очевидно: экономика в кризисе.

Наибольшую тревогу вызывает падение розничной торговли на 4,4% по сравнению с январём 2014 года. Напомню, что в целом за прошлый год торговля выросла на 2,5%, и именно благодаря ей экономика России формально не оказалась в минусе уже в прошлом году.

Торговля в России – очень значимый вид экономической деятельности. Её вклад в ВВП около 20%, что почти в 1,5 раза больше по сравнению с развитыми странами. Мы на это особо обращали внимание в исследовании «Сколько стоит Россия: 10 лет спустя».

Потребительский спрос – вот то, что ещё как-то поддерживало экономику в последнее время. Теперь и он резко сокращается. Это, в общем-то, совсем не удивительно: реальная среднемесячная зарплата упала в январе на 8%.

Грузооборот транспорта – минус 4,1%. Инвестиции в основной капитал – падение на 6,3%. Внешнеторговый оборот обвалился на 24,1%. Строительство – снова минус – 3,5%.

Кстати, о строительстве приходится вспомнить ещё раз, когда обращаешь внимание на то, что промышленность, оказывается, пока ещё в плюсе – на 0,9% в годовом выражении. Однако плюс этот в значительной мере обеспечен тем, что пока ещё была возможной работа «на склад» по целому ряду видов продукции. К примеру, производство блоков стеновых мелких из ячеистого бетона выросло в январе на 44,3%, извести строительной – на 21,7%, материалов для покрытия пола – на 36,2% и т.п. Это при том, что, как уже отмечалось выше, само строительство ушло в явный минус.

Более объективно оценивая промышленное производство, обратим внимание на то, что производство легковых автомобилей обвалилось в январе 2015 года по сравнению с январём 2014 года на 25,7%, автобусов – на 29,1%, грузовых автомобилей – на 13,6% и т.п. А ведь несколько автозаводов ещё только анонсировали предстоящую остановку своих производств на один-два месяца уже в ближайшие месяцы. Вот тогда-то будет настоящий обвал.

И вообще, не будем забывать, что показатель производства автомобилей – это упреждающий показатель-индикатор. Что он показывает – то и ждёт в целом экономику уже в ближайшем будущем.

Тем не менее, пока ещё наблюдается рост производства продукции сельского хозяйства: на 2,8% в январе 2015 года, хотя и здесь фиксируется снижение темпов роста (в целом за 2014 год было плюс 3,7%). Это было ожидаемо, так как кризис – не кризис, а «кушать хочется всегда». Тем более, что из-за антисанкций и обвала рубля сельскохозяйственное производство и отечественные пищевики оказались в более выгодном положении. Ну, представьте: импорт продовольственных товаров и сырья для их производства из стран дальнего зарубежья упал в январе 2015 года в годовом выражении на 41,9%, а импорт, к примеру, только молочных продуктов – и вовсе на 78,4%(!). Впрочем, представить всё это легко: все мы видим изменения в ассортименте соответствующей продукции в наших магазинах.

Производство отечественных сыров и сырных продуктов, кстати, в январе 2015 года выросло аж на 35,1%. Круто! Импортозамещение? Однако когда это сопоставляешь с тем, что одновременно производство молока жидкого упало на 2,7%, а молока и сливок в твёрдых формах – на 9,2%, то понимаешь, что, по всей видимости, реально выросло производство именно сырных продуктов, куда можно и жиры добавлять (пальмовое масло?). Ладно, не буду углубляться дальше, оставим эти напрашивающиеся вопросы специалистам-технологам.

Вернёмся к оценке общей ситуации. Там, где ещё сохраняется рост – это, скорее, видимость роста. Там, где уже падение – падение по нарастающей.

И чего уж тут обижаться на рейтинговое агентство Moody’s, которое снизило суверенный рейтинг России до «мусорного» уровня.

Игорь Николаев, «Эхо Москвы»

Фото: svoboda.org

Напісаць каментар 2

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках